Ужесточение правил продажи алкоголя повторно обсудили в Нижегородской области. К скорректированному законопроекту поступили 144 замечания и предложения от 18 участников — предпринимателей и организаций. Все они раскритиковали предложенные ограничения на производство и оборот алкогольной продукции, следует из отчета о проведении публичных консультаций.

Обновленный законопроект вводит запрет на продажу алкоголя по воскресеньям. По будням купить такую продукцию можно будет с 14:00 до 20:00 часов, по субботам — с 10:00 до 16:00 часов. Исключение предусмотрят для заведений общепита и магазинов беспошлинной торговли. Также предлагается запретить выкладку и демонстрацию спиртного в прикассовых зонах. Это допускается, если кассовая техника размещается в местах, отведенных под алкогольную продукцию, либо в специализированных магазинах.
Инициатором изменений выступил губернатор Глеб Никитин. Власти рассчитывают, что новые ограничения уменьшат количество выпиваемого нижегородцами алкоголя, снизят уровень заболеваний, связанных с употреблением спиртного, а также увеличат ожидаемую продолжительность здоровой жизни.
Обсуждения новых ограничений региональное Минэкономразвития проводило с 9 апреля до 8 мая. Одним из участников слушаний стал уполномоченный по защите прав предпринимателей Нижегородской области Павел Солодкий. Он считает, что проблема чрезмерного употребления алкоголя, вероятно, есть, но выбранный вариант ее решения не является оптимальным. Предложенный способ правового вмешательства не достигнет заявленной цели, а лишь уничтожит малый бизнес, связанный с реализацией алкоголя.
Данное регулирование затрагивает малое и среднее предпринимательство, которым тяжело будет конкурировать с крупными федеральными сетями (рынок будет монополизирован крупными ритейлерами и магазинами), в связи с чем субъекты МСП прекратят свое существование, — высказал мнение Павел Солодкий.
Этот закон необоснованно затруднит жизнь предпринимателей, добавил бизнес-омбудсмен. О необоснованности и абсолютной неэффективности предложенных мер также высказалось ООО «Хлебная слеза», заявившее, что разработчик полностью проигнорировал основной закон рынка: «Спрос рождает предложение».
Предложенные мероприятия правового регулирования не оказывают влияние на спрос, а просто затрудняют доступ покупателей к легальному алкоголю. Поэтому последствия вступления в силу предложенных изменений дадут результат прямо противоположный декларируемым целям, — заявили в ООО «Хлебная слеза».
В организации уверены, что затраты, ранее покрываемые доходами от продаж легального алкоголя, будут отнесены на неалкогольные продукты, что значительно увеличит их отпускную цену. Кроме того, принятие закона в нынешнем виде приведет к закрытию части заводов и розничных магазинов.
Это приведет к увольнению сотрудников, многие из которых имеют предпенсионный возраст и не востребованы на рынке труда, — добавили в ООО «Хлебная слеза».
Представители общественной организации малого и среднего бизнеса «Опора России» вовсе не видят актуальных проблем в сфере розничной продажи алкоголя, поэтому правовое вмешательство в эту сферу считают необоснованным. Они уверены, что ограничения по времени продажи алкоголя приведут к росту социального недовольства и нелегальной торговли, а также снижению налоговых поступлений в бюджет.
Новый запрет лишит бизнес возможности работать вечером, когда люди возвращаются с работы домой. Также он приведет к сокращению времени работы многих магазинов, что скажется на зарплате сотрудников и усилит дефицит кадров в отрасли, заявляют в «Опоре России». Представители общественной организации призывают найти компромиссное решение, которое не создаст дополнительных барьеров для развития легального бизнеса и не ухудшит качество обслуживания покупателей.
Цель данного правового регулирования не соотносится с проблемой, на которую оно направлено. […] Запрет на продажу в короткие определенные часы создаст благоприятные условия для развития теневого бизнеса и контрафактной продукции, — считают в общественной организации.
Ассоциация производителей пива, солода и напитков тоже недовольна предложенными запертами. Ее представители считают, что меры приведут к снижению объема легальных продаж алкоголя и переходу рынка в «серую» зону. Пивоваренный завод «Лысковский» считает, что проблема не в продаже легального качественного алкоголя, а в «заполонившем рынок нелегальном алкоголе низкого качества по доступной цене».
Настоящая законодательная инициатива повышает конкурентное преимущество теневого бизнеса, поскольку он не подчиняется никакому законодательству, — добавили представители Лысковского завода.
Многие участники обсуждения сошлись во мнении, что предложенные меры являются дискриминационными в отношении небольших торговых точек по сравнению с продуктовыми торговыми сетями.
Нет не затратных способов сделать население здоровым, только пропаганда здорового образа жизни и создание спортивных учреждений, — высказался участник слушаний Дмитрий Луконин.
Предложения, высказанные в ходе проведения публичных консультаций, будут учтены при доработке проекта, говорится в протоколе.
Напомним, в первоначальном варианте законопроекта также говорилось о площади магазинов, где разрешается продажа алкоголя: предлагалось установить минимальный порог в 100 квадратных метров. В конце 2024 — начале 2025 года прошла первая процедура публичных консультаций. В ходе обсуждений представители торговых точек заявили, что это ограничение приведет к закрытию около 370 магазинов «Бристоль» и «Красное и Белое». В нынешнем документе требования к площади алкомаркетов не установлены.