Top.Mail.Ru
Гипермаркет недвижимости
Нижнего Новгорода и области

Новая жизнь «Туриста»: каким будет центр активного отдыха на Бору?

Осенью 2023 года земельный совет при правительстве Нижегородской области выделил «Региональному центру поддержки и развития социально значимых проектов» (АНО «РЦСП») почти 20 гектаров на Бору под создание центра активного отдыха «Турист». Предполагается, что масштабный проект станет некой реинкарнацией одноименной лодочной станции, члены которой, по утверждению властей, незаконно занимают прибрежную территорию на Гребном канале в Нижнем Новгороде.

Источник: «Центр активного отдыха „Турист“» 

Помимо новых эллингов — построек для хранения и обслуживания судов, в центре активного отдыха разместятся спортплощадки, сцена для мероприятий, бассейн и другая инфраструктура. Каким будет новое пространство, в чем заключается его значение для нижегородцев и правда ли, что нет другого шанса подарить вторую жизнь старой лодочной станции, корреспондент GIPERNN.RU выяснил у руководителя проекта «Центр активного отдыха „Турист“» Никиты Суходоева.

Почему «Туристу» необходим переезд?

История «Туриста» — это досадное противостояние простых людей с бюрократией. В 1978 году управление бытового обслуживания горисполкома предоставило членам лодочной станции около 3 гектаров прибрежного пространства на Гребном канале в постоянное бессрочное пользование. В 1990-е годы организация, занимающая площадку, стала муниципальным предприятием, просуществовавшим до 2000-х годов, а после трансформировалась в Ассоциацию владельцев маломерных судов «Турист», дошедшую до наших дней. Однако в процессе преобразований члены лодочной станции по незнанию не подтверждали правопреемственность между юрлицами.

Фото: Анастасия Малышева

В результате де-факто участок на Гребном канале занимает все тот же коллектив, но де-юре — это совсем не та организация, которой выдавалось разрешение на пользование площадкой. В связи с этим региональное Минимущества, к сожалению, имеет полное право отобрать территорию у лодочников: по словам главы министерства Сергея Баринова, около 350 нижегородцев, входящих в Ассоциацию «Турист», должны своими силами снести эллинги и другие постройки до конца 2023 года. Освобожденную площадку власти планируют развивать по механизму комплексного развития территорий (КРТ). Возвести там жилье и социальную инфраструктуру намерено ООО «Берег»: инициатива компании была поддержана регштабом, однако пока мастер-план так называемой реновации еще не утвержден.

Учитывая эти факторы, бороться за сохранение лодочной станции на прежнем месте в прежнем виде было бы бессмысленно, считает Никита Суходоев. Наш собеседник, который по сей день является членом Ассоциации владельцев маломерных судов «Турист», подчеркнул, что сначала и сам не был готов оставить Гребной канал — одну из центральных городских локаций. Однако в ходе судебных споров представители нижегородской администрации предложили лодочникам альтернативную площадку на Бору. После эту же позицию поддержали в региональном Минимущества. Посоветовавшись с архитекторами, проектировщиками и другими профильными специалистами, Никита Суходоев счел предложение отличным выходом из сложившейся непростой ситуации.

Фото: Анастасия Малышева

Мне было понятно, что оставить лодочную станцию в том виде, в каком она сейчас, невозможно. Мы продумывали разные варианты преобразований. Изначально истории о переезде не было совсем: хотели преобразовывать старую территорию со всеми градостроительными, экологическими, земельными и прочими нормами. Вариант с переездом родился позже, и в первое время я и сам его отрицал, — признался Никита Суходоев.

Каким будет новый центр активного отдыха?

По решению совета по земельным и имущественным отношениям, центр активного отдыха «Турист» должен занять территорию площадью 193 тысячи квадратных метров напротив футбольного стадиона со стороны Бора. Сейчас она по сути представляет собой чистое поле — там растут немногочисленные деревья и кустарники, проходят грунтовые дороги. Необходимые для строительства инженерные коммуникации, асфальтированные дороги, освещение и прочая инфраструктура на участке отсутствуют. По словам Никиты Суходоева, решить эту проблему он намерен за счет собственных средств и средств частных инвесторов.

Я понимал, что часть коллектива не готова вложить средства, необходимые для строительства инфраструктуры. Поэтому родилась идея зайти в этот проект не просто как член лодочной станции, но и как инвестор. То есть профинансировать самые сложные первоначальные работы: подготовку документации, строительство коммуникаций и прочее. Это нужно для того, чтобы снизить «входной порог» и сохранить баланс самоокупаемости и социальности проекта, — добавил собеседник GIPERNN.RU.

Источник: «Центр активного отдыха „Турист“» 

Будущий центр активного отдыха будет состоять из четырех кластеров — так, чтобы все необходимое находилось в шаговой доступности, подчеркнул наш собеседник. Первый кластер под названием «Эллинг» будет представлять собой место для постоянного размещения резидентов центра. Там планируется построить 324 двухэтажных круглогодичных эллинга площадью 90 «квадратов» каждый. По словам Никиты Суходоева, необходимое количество рассчитывали, исходя из актуальной численности лодочной станции «Турист». Постройки оборудуют гаражами, в которых можно будет хранить лодки, квадроциклы, снегоходы и другую технику.

Второй кластер — «Глэмпинг» — станет зоной временного размещения резидентов и гостей центра — тех, кто хочет отдохнуть в центре только по выходным или праздникам. Помимо 12–15 домиков для индивидуального размещения там расположатся круглогодичный бассейн и настоящая русская баня. На территории третьего кластера «НН Марина парк» появится инфраструктура, предназначенная для хранения и ремонта лодок, продажи и обслуживания техники.

Источник: «Центр активного отдыха „Турист“» 

Четвертый кластер «Пляжный клуб» будет представлять собой общественное пространство с пляжем, детскими и спортивными площадками, сценой для проведения мероприятий. Рядом планируется открыть фудтраки и небольшую парковку для автокемперов. Также инвестор надеется, что в дальнейшем на этом месте появится остановка речного трамвайчика, следующего от Речного вокзала: она позволит посещать центр активного отдыха нижегородцам, не имеющим личных автомобилей.

В целом мы стараемся идти в ногу со временем, соответствовать трендам внутреннего туризма. Хочется, чтобы это был уникальный для страны центр. Ведь изначально моей целью было сделать из «Туриста» образцовый центр отдыха под ключ. При этом он будет не яхт-клубом, а наследием советских лодочных станций, то есть доступным пространством для отдыха души и тела. Центр будет ориентирован не на премиум-сегмент, а на средний и ниже среднего классы, — подчеркнул Никита Суходоев.

Источник: «Центр активного отдыха „Турист“» 

Сроки и стоимость строительства

На земсовете было заявлено, что реализация масштабного проекта обойдется в 168,5 млн рублей. Однако в ходе обсуждений власти рекомендовали скорректировать проектную стоимость как минимум до 200 миллионов, рассказал Никита Суходоев. По предварительным расчетам, проектирование, подготовка документации, подведение коммуникаций и благоустройство обойдутся в 70–80 млн рублей: их покроют за счет инвесторов. А вот в строительство эллингов будущие члены центра активного отдыха будут вкладываться самостоятельно.

Зону временного размещения, пляжную инфраструктуру планируем создать за счет инвесторов. Чтобы эта история была на самоокупаемости и вернула вложенные средства, — добавил руководитель проекта «Центр активного отдыха „Турист“».

Источник: «Центр активного отдыха „Турист“» 

В настоящее время на участке уже проведены гидрологические, геологические и геодезические изыскания. Параллельно ведутся сбор документов, проектирование и иные работы, предусмотренные дорожной картой. Весной 2024 года АНО «РЦСП» планирует приступить к археологическим раскопкам, а затем — к подведению коммуникаций и обустройству слипа для спуска судомоторной техники. Строительство эллингов запланировано на май—июнь: ожидается, что первые из них будут готовы уже к началу 2025 года. Завершающими этапами проекта станет строительство глэмпингов, обслуживающей инфраструтуры и общественных пространств. Планируется, что полностью центр активного отдыха «Турист» будет готов в 2027 году.

Как стать резидентом центра?

Желающие присоединиться к проекту должны написать заявление и прикрепить к нему документы, например, судовой билет. Также необходимо заплатить вступительный взнос в размере 20 тысяч рублей — сумма эквивалентна той, которая требуется за членство в Ассоциации владельцев маломерных судов «Турист», подчеркнул Никита Суходоев. По его словам, для создателей проекта такая процедура позволяет определить количество будущих покупателей эллингов, а для резидентов — право приоритетного выбора места для своего объекта.

Источник: «Центр активного отдыха „Турист“» 

На данный момент представители АНО «РЦСП» рассматривают коммерческие предложения от различных подрядных компаний. Предполагается, что минимальная стоимость возведения сооружения для хранения и обслуживания судов вместе с подводкой коммуникаций составит 2–2,5 млн рублей — эту сумму каждый резидент должен заплатить самостоятельно. Договор на строительство эллингов планируется заключать напрямую между членами центра и подрядной организацией. Пока заявки на резидентство в центре активного отдыха подали около 35 человек.

Резидентами могут стать не только члены Ассоциации владельцев маломерных судов «Турист». К нам могут присоединиться и люди извне, например, члены других лодочных станций. Но, понятно, что для членов Ассоциации у нас будут самые выгодные условия, для людей со стороны — подороже. Причем, как и при любом строительстве, наиболее дешевые цены будут именно до начала строительства. Потом эллинги начнут продаваться по рыночной стоимости, — уточнил Никита Суходоев.

Источник: «Центр активного отдыха „Турист“» 

По словам нашего собеседника, проведенные минувшим летом опросы показали, что нынешнее сообщество «Туриста» в текущих обстоятельствах разделилось на три примерно равные части. Первая выступает категорически против переезда на новое место, вторая не против присоединиться к центру активного отдыха, а третья пока находится в раздумьях. Для тех членов Ассоциации владельцев маломерных судов, которые по финансовым соображениям не могут переехать на Бор, на новой территории разрешат бесплатно пользоваться всей инфраструктурой.

По подсчетам, таких в «Туристе» около 15 человек. Понятное дело, вряд ли мы сможем бесплатно предоставить им эллинги. Потому что лодочная станция — это формат отдыха, досуга и развлечений, это не первостепенная потребность. Но если нам удастся получить грант на строительство, мы сможем хотя бы сделать им скидку, — добавил наш собеседник.

Источник: «Центр активного отдыха „Турист“» 

Позиция Ассоциации «Турист»

Важно отметить, что некоторые представители лодочной станции резко критикуют представленный проект. Члены Ассоциации «Турист», почти наполовину состоящей из пенсионеров, женщин, детей и инвалидов, считают вложения в строительство новых эллингов слишком большими и рискованными, выяснилось на пресс-конференции, организованной инициативной группой. К тому же, многим будет крайне тяжело добираться до участка на Бору.

При этом лодочники не считают себя самовольными застройщиками. Говоря о своем праве на территорию на Гребном канале, они ссылаются на вышеупомянутое решение горисполкома, изданное 45 лет назад. Нижегородцы подчеркивают, что в настоящее время в арбитражном суде продолжается рассмотрение дела по иску Минимущества об освобождении земельного участка на Гребном канале. А значит, до вынесения решения власти не имеют права на снос построек, уверены они. Также лодочники сокрушаются, что администрация города уже пытается выселить членов лодочной станции внесудебным путем: расклеивает объявления о необходимости демонтажа, а также ограничивает подачу электричества для членов Ассоциации.

Фото: Анастасия Малышева

Чтобы восстановить справедливость, представители лодочной станции призвали органы власти создать рабочую группу для оформления прав на земельный участок под эллингами в законном порядке. Дополнительно они составили петицию к губернатору Глебу Никитину, призывающую остановить уничтожение лодочной станции. К середине ноября ее подписали более 2700 человек.

Да, руководство товарищества не владеет тонкостями юридических хитросплетений, не смогли по всем правилам оформить землю в соответствии с законодательством. […] Если лодочную станцию снесут, более 350 владельцев маломерных судов и около двух тысяч членов их семей останутся без своего любимого места отдыха. […] А город останется совсем без своих верных помощников во всех мероприятиях на воде: заплывах x-waters, моржей, соревнованиях по триатлону, — указывают авторы петиции на портале Change.org.

Фото: Анастасия Малышева

Если членам лодочной станции удастся отстоять прибрежное пространство, они намерены постепенно развивать его своими силами. В первую очередь лодочники считают нужным расширить территорию «Туриста»: это позволит еще большему числу горожан приобщиться к отдыху на воде. Также нижегородцы предлагают постепенно, шаг за шагом, своими силами заменять ветхие эллинги на новые. Правда, в силу отсутствия инвестиций этот процесс, по их признанию, может растянуться на десятилетия. Дополнительно члены Ассоциации хотят организовать летнюю прибрежную зону для хранения маломерных судов.

Эти мероприятия позволят решить существующую проблему доведения лодочной станции до нормативных требований. Ведь нас тоже это беспокоит, нам важно соблюдение какой-то эстетики и культуры. Но ведь лодочные станции такие сложились, так был этот объект построен изначально, и не нами, — резюмировал член лодочной станции «Турист» Михаил Рогов.

Фото: Анастасия Малышева

Удастся ли членам Ассоциации «Турист» реализовать свои планы — большой вопрос. Ведь, несмотря на продолжающиеся судебные споры, региональное Минимущество высказало однозначную позицию: лодочники занимают участок на Гребном канале незаконно, а значит, станция в скором времени должна быть снесена. Конечно, нельзя исключать, что суд в последний момент встанет на сторону нижегородцев, либо власти по каким-либо причинам изменят свою позицию. Но пока кажется, что владельцам маломерных судов стоит готовиться к большим переменам.

Для тех, чье финансовое положение позволяет вложить два-три миллиона в строительство нового эллинга, центр активного отдыха «Турист» действительно может стать отличным выходом из затруднительной ситуации. Пространство на Бору обещает быть комфортным и современным: стильные домики, глэмпинги, благоустроенная территория, открытый бассейн, SPA-центр — кажется, здесь все соответствует последним трендам. Если проект удастся реализовать в том виде, в котором задумывается, он вполне может не только популяризировать отдых на воде среди нижегородцев, но и значительно повысить туристическую привлекательность Нижегородской области.

Продажа земельного участка
Шикарный особняк в центре Батуми
Продажа здания на Стрелке 990 кв. м
Ошибка в тексте Ctrl + Enter

Поделиться и оценить

Теги

Подпишитесь на нашу рассылку
Продажа здания под лабораторию
Продажа производственно-складских баз
Продажа проекта

Читать ещё

Коммерческая Нижегородцы предложили создать парк вместо гостиницы на Гребном канале
Общественные обсуждения будущей застройки набережной состоялись в апреле.
Развитие региона Нижегородец обратился к Владимиру Путину из-за сноса лодочной станции «Турист»
В открытом письме пенсионер Александр Голосунов просит спасти ее от разрушения и защитить имущество владельцев маломерных судов.
ЖКХ Незаконную канализацию обнаружили на лодочной станции в Нижнем Новгороде
Минимущества намерено обратиться в Роспотребнадзор и природоохранную прокуратуру.

Комментарии

Комментарий будет опубликован после проверки модератором.
Спасибо за Ваше мнение!
Иван
21 февраля 2024 в 15:31
Народ! если ещё не поняли - давно кончились времена, когда наши интересы хоть немного учитывались...
Евгений
25 ноября 2023 в 21:49
Если новое место находится напротив стадиона, то извините их и оттуда через лет 10-15 выгонят.

Последние новости

Оцените стоимость своей квартиры бесплатно

Найди свой дом

из 9 155 домов Нижнего Новгорода
Фотографии домов
Планировки квартир
Цены на квартиры
Найти

Первая полоса