Top.Mail.Ru
Гипермаркет недвижимости
Нижнего Новгорода и области

Знакомьтесь, «Н. В. Гоголь». Как выглядит и чем живет старейший нижегородский пароход

Более века назад просторы российских рек бороздили величественные пароходы. Среди них особо выделялись грациозные колесники, какие выпускали и на Сормовском заводе под Нижним Новгородом. В 1911 году с его стапелей сошел «Н. В. Гоголь» — ныне старейший, единственный действующий в России колесный пароход.

Фото: Ксения Ражева

Их эпоха ушла в прошлое, а «Н. В. Гоголь», словно перешагнув границы времен, больше столетия возит пассажиров по Северной Двине, до самого Белого моря. Мы отправились туда, чтобы узнать, чем живет нижегородский пароход на Русском Севере, чем привлекает путешественников, театралов, кинорежиссеров.

Колесник с большой историей

«Н. В. Гоголь» — настоящий плавучий памятник-музей. Пароход является объектом культурного наследия, его «сердце» — паровая машина — более чем на 90% сохранилось в первозданном виде. Все его механизмы изготовлены на АО «Сормовские заводы», известном нам сейчас как «Красное Сормово».

Двухпалубник «Н. В. Гоголь» вместе с его собратом «Генералом Кондратенко» построили в Нижегородской губернии по заказу Северного пароходного общества «Котлас — Архангельск — Мурман». Оба судна были оснащены по последнему слову техники.

Пароходы протестировали на Волге, а затем перегнали на север. В том же 1911 году «Н. В. Гоголь» начал свою первую навигацию. Весной он ходил от Архангельска до Вологды, а когда уровень воды падал — до Устюга или до Котласа.

Пароход пользовался большой популярностью. Пассажирам 1-го и 2-го классов предлагался большой комплекс удобств, а для бедных это была единственная возможность добраться туда, куда еще не пустили поезда.

Но потом случилась революция, и «Н. В. Гоголь» закрутило в круговороте событий. В 1918 году его национализировали. Тогда же началась иностранная интервенция на Севере России, и судно стало плавучим госпиталем. В годы Великой Отечественной войны пароход нес фронтовую вахту. А перед этим, в 1941 году, на его борту оказались делегации из США и Великобритании, которые ехали в Москву, чтобы обсудить программу ленд-лиза.

В мирное время «Н. В. Гоголь» возвращался к пассажирским перевозкам. Но с годами на Северной Двине появились скоростные суда, которые постепенно вытесняли пароходы-колесники. От участи отправиться на металлолом «Н. В. Гоголя» спасла большая удача — с 1973 года он стал плавучей базой отдыха для работников предприятия «Звездочка».

Фото: Ксения Ражева

С тех пор пароход остается прогулочным судном. Он находится в собственности центра судоремонта «Звездочка», который сейчас входит в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК).

Двигатель родом из Сормова

Как и в былые годы, 114-летний «Н. В. Гоголь» работает на пару. Производят пар два огнетрубных котла на 8 тонн воды, которые «подкармливают» мазутом. Интересно, что до 1959 года колесник топили березой. Тогда по Северной Двине ходило много пароходов, и через каждые 200 километров на берегу их поджидали дровяные склады. Загружать дрова помогали даже пассажиры.

Разобраться в том, как устроена сложная машина, нам поможет механик Владислав Дьячков. По его словам, на полном ходу в машинном отделении работают оба котла, на малом и среднем — достаточно одного. Но они постоянно должны быть горячими, поэтому используются поочередно.

Газы от сгорания мазута проходят через трубки и выходят в трубу — отсюда тот самый узнаваемый дымок над пароходом. В это время вода в резервуарах кипит и испаряется. Именно этот пар, после того как его сепарируют от капель влаги, идет на работу судна.

Прежде всего он поступает в трехцилиндровую паровую машину, которая приводит в движение гребные колеса. Последние состоят из металлической рамы и деревянных лопастей — плиц, которые меняют раз в несколько лет. Колеса могут двигаться одновременно только в одну сторону, а для реверса используется специальный штурвал. Он управляет золотниками, которые выпускают пар на передний или задний ход.

Никакой суперавтоматики не внедряем, все делается вручную. Уровень воды тоже проверяем самостоятельно, по водомерным колонкам, — рассказывает Владислав Дьячков.

Также пар обеспечивает работу других механизмов, поднимает и опускает якоря, идет на внутреннее отопление парохода и нагревает воду, необходимую для бытовых нужд. Кроме того, на судне есть пародинамо — машина, которая вырабатывает электричество. Правда, по словам механика, запускают ее только при неполадках с дизельным генератором, а между рейсами колесник стоит на береговом питании. В 1911 году электричества на пароходе не было вообще: каюты освещались свечами.

В машинном отделении сохранились таблички и клейма с Сормовского завода. А еще есть самый настоящий стрелочный телеграф: одно устройство находится здесь, второе — в рубке.

С его помощью штурманы передают команды, смещая центральную стрелку. А мы подтверждаем, что приняли и отработали сигнал, — отмечает Владислав.

Когда-то для командования использовался и рупор. Сейчас система неисправна, но при необходимости ее можно восстановить.

Наперекор северным ветрам

Экипаж парохода набирается на весь сезон навигации. В машинном отделении работают машинисты — люди уникальной на сегодняшний день профессии. Обучаются они непосредственно на борту. В команде мужчин-речников трудится Надежда Зверева: этой девушке нипочем даже постоянный жар от работающих топок.

Управляет пароходом капитан Дмитрий Беляев. Он отвечает за работу большой машины и каждого члена ее команды. А еще лучше всех знает, как пришвартовать старинное судно. Даже при слабом ветре это на порядок сложнее, чем подводить к причалу современные маневренные теплоходы.

У парохода нет винта, чем меньше скорость, тем меньше управляемость рулем. Колеса тоже не особо маневренные: крутятся только вперед или только назад. У судна большая парусность [свойство перенимать кинетическую энергию ветра — прим. ред.]. Если ветер навальный [дующий в сторону берега — прим. ред.], его сильно прижимает, а противодействие надо угадывать самим, — рассказывает Дмитрий Беляев.

Примечательно, что и навигация парохода устроена по старинке, без GPS и радиолокационных станций. В рубке находятся два штурвала: основной и аварийный.

Когда-то «Н. В. Гоголь» ходил от Северодвинска до Котласа, но в последние годы Северная Двина с ее быстрым течением значительно обмелела. Не спасает даже небольшая осадка парохода — всего полтора метра, которая позволяет ему идти по мелководью, от 1 метра 80 сантиметров в глубину. Теперь колесник курсирует только между Архангельском и Северодвинском.

Утраченные чертежи

За всю историю парохода его капитально переоборудовали трижды: два раза в Великом Устюге и один раз в Северодвинске. Последний раз «Н. В. Гоголь» обновляли в 1996 году.

Каждый год на пароходе проводятся текущие работы, заменяются деревянные детали, которые больше всего подвергаются воздействию погоды. А один раз в пять лет колесник отправляют на плановый доковый ремонт. В доке судно обследуют специалисты центра судоремонта «Звездочка» и приводят в соответствие с требованиями Российского речного регистра (РРР). 

По словам капитана Дмитрия Беляева, команде не хватает подлинных чертежей, которые могли бы стать хорошим подспорьем при ремонте машинного отделения. Но на нижегородском заводе-изготовителе их не оказалось.

Мы отправляли письмо на «Красное Сормово», хотели посмотреть технологии сборки-разборки. Но нам ответили, что нет такого проекта. Возможно, чертежи в самом деле утрачены, — рассказывает капитан.

Каюты и палубы

Уже много лет пароход «Н. В. Гоголь» арендует туристическая фирма «Помор-Тур». По словам ее директора Сергея Никулина, в длительных рейсах для пассажиров предусмотрено 29 кают. Это 53 спальных места, но их количество при необходимости можно увеличить до 64. 

На короткие прогулочные рейсы судно может принять 125 туристов. В начале XX века пароход мог вместить более 600 человек, не считая грузы, а еще — коров или лошадей. До массового строительства железных дорог скотину тоже перевозили по воде. Сейчас, по требованиям РРР, число пассажиров не должно превышать 140, включая персонал турфирмы.

До революции каждый пассажир мог ехать только в своем классе. Многочисленный 3-й класс сидел в трюмах, и это был хороший балласт. Сейчас, если все 140 человек перейдут на один борт, судно даст крен. Если их там окажется 200, да еще при навальном ветре или на повороте, последствия могут быть опасными, — объясняет капитан Дмитрий Беляев.

Гостей парохода встречает портрет классика Николая Васильевича Гоголя. На главной палубе располагаются восемь двухместных кают второго класса. Здесь же размещены общие туалеты и душевые, небольшой холл, а также бар и ресторан. 

На второй палубе находятся каюты разного класса и вместимости, включая люксовые варианты. Проход между ними освещают световые окошки под потолком. Когда-то аналогичные были и уровнем ниже, но в этом году от них решили отказаться, чтобы укрепить стены и устранить попадание воды.

Поскольку деревянная палуба рассыхается, во время дождя вода затекала внутрь. Не помогал даже герметик. Поэтому приняли решение убрать световые окна и спрямить прогулочную палубу, — рассказывает старший помощник капитана Александр Махлушев.

В коридорах между каютами второй палубы можно увидеть фотографии знаменитых гостей, которые в разное время бывали на колеснике. Среди них — ученый-океанолог, исследователь Арктики Артур Чилингаров, певец Александр Розенбаум, хоккеист Вячеслав Фетисов. 

На носу этого же яруса находится просторный салон для банкетов, собраний и просто для отдыха, а на корме — танцпол, где проходят музыкальные вечера. На верхней палубе, где располагается рубка, пассажиры также могут прогуливаться и наслаждаться красотами Северной Двины.

С момента постройки судно кардинально изменилось, но его интерьеры стилизованы под дореволюционные и напоминают туристам, какими могли быть суда в начале XX века.

По словам Александра Махлушева, всю мебель для парохода, а также окна и двери, собирает 41-й цех «Звездочки». Там делают изящные стулья, словно сошедшие со страниц романа Ильфа и Петрова, дизайнерские скамейки со спинками в виде штурвалов и даже деревянные жалюзи.

 

Музыка белых ночей и Гоголь на борту

Предыдущая навигация «Н. В. Гоголя» стала рекордной по количеству пассажиров. По словам директора фирмы «Помор-Тур» Сергея Никулина, не последнюю роль в этом сыграл бум внутреннего туризма. Жителей страны манит Русский Север с его особым укладом жизни, поморскими деревеньками и белыми ночами. Конечно, туристы хотят прокатиться по Северной Двине на борту диковинного судна, а конкурентов у «Н. В. Гоголя» нет.

Сказался и другой фактор — большая стоимость аренды, из-за которой турфирме пришлось отказаться от длинных рейсов, кроме корпоративных. Зато выросло количество коротких круизов, а их программа стала разнообразнее.

В прошлом году мы проводили музыкальные вечера, а теперь делаем еще и ночные рейсы с музыкальными программами, когда коллективы вживую выступают на верхней палубе. И это тоже привлекает гостей на пароход, — отмечает Сергей Никулин. 

В этом сезоне колесник превратился в театральную сцену. На его борту показали иммерсивный спектакль «Поморский ковчег», основанный на архивных записях, фольклоре и личных рассказах архангелогородцев. Еще одной уникальной находкой стало появление на борту самого Николая Васильевича Гоголя.

Архангельский драматический театр любезно предоставил актера и костюм. Теперь у нас на пароходе прогуливается сам Гоголь, с тросточкой. Люди очень любят с ним фотографироваться, задают вопросы. А однажды у нас были представители литературного общества — они вообще были поражены, увидев коллегу на пароходе, даже нашли какие-то общие темы, — шутит директор фирмы «Помор-Тур».

Не забывают на пароходе и про историю уникального судна. Команда планирует передвижные выставки совместно с музеем «Звездочки», а гиды поддерживают связь с заводом «Красное Сормово». К слову, по словам Сергея Никулина, на колеснике ежегодно бывают туристы из Нижнего Новгорода и с гордостью узнают, что старейший в России пароход построен именно на их родине.

Пароход с экрана

«Н. В. Гоголь» привлекает не только путешественников со всей России, но и кинорежиссеров. В 2017 году на его борту снимали телесериал «Хождение по мукам» (16+) по мотивам одноименной эпопеи Алексея Толстого. А в 2024-м пароход стал съемочной площадкой фильма «Романовы: Преданность и предательство».

На это время «Н. В. Гоголю» пришлось сменить свое название на «Русь», но в остальном серьезных переделок не потребовалось. Как отмечает Сергей Никулин, хотя пароход и был перестроен, он кажется режиссерам подходящим местом для съемки фильмов о событиях рубежа XIX–XX веков. Чего не скажешь о берегах Северной Двины, которые заметно изменились с той поры.

Этим летом на борту парохода снимали еще один фильм. Команда проекта пока не раскрывает подробностей, но известно, что это будет комедия.

Фото: Ксения Ражева

Построенный в начале XX века, чудом избежавший утилизации, «Н. В. Гоголь» снова и снова оказывается в эпицентре активной современной жизни. И быть может, послужит в качестве круизного судна еще не одно столетие.

Продажа земельных участков от 10 соток до 1 га
Продажа участка от 16 га с сетями
Не только «ножки»

Все самое интересное читайте у нас в Telegram и ВКонтакте.

Ошибка в тексте Ctrl + Enter

Поделиться и оценить

Подпишитесь на нашу рассылку
Продажа участка 1,5 га под склад
Продажа 30 га под многоэтажное жилье
Продажа пансионата в Крыму

Читать ещё

Бизнес и инвестиции Фармкомпания «ПОЛИСАН» поддержала медицинскую премию в Нижнем Новгороде
Руководство фирмы подчеркивает, что лекарства в руках профессионалов спасают жизни — именно поэтому так важно поддержать медиков.
Бизнес и инвестиции Нижний Новгород вошел в топ-5 городов для релокации госкомпаний из столиц
Административные центры регионов оценили в точки зрения городской среды, экономики и доступности офисных площадей.

Комментарии

Комментарий будет опубликован после проверки модератором.
Спасибо за Ваше мнение!

Последние новости

Оцените стоимость своей квартиры бесплатно

Найди свой дом

из 9 197 домов Нижнего Новгорода
Фотографии домов
Планировки квартир
Цены на квартиры
Найти

Первая полоса