18 августа в рамках Первой международной Биеннале экологического искусства в Нижнем Новгороде запустили проект «Воздух». На фасадах домов, мостах и в парках появились гигантские художественные произведения — так называемые муралы, — посвященные сложным, болезненным взаимоотношениям человека и природы.

Через кисти и краски уличные художники рассказали нижегородцам о разрушении биоразнообразия, загрязнении воздуха и последствиях вторжения людей в околоземное пространство. Эта задумка — своего рода публичная социальная интервенция, попытка с помощью искусства обратить внимание людей на то важное, что не бросается в глаза.
Всего проект «Воздух» будет насчитывать семь муралов: все они появятся на улицах города к середине сентября. А пока корреспондент GIPERNN.RU вместе с другими журналистами оценил первые четыре работы. Погрузиться в сложный, но увлекательный мир уличного искусства и расшифровать послания художников нам помогла куратор проекта Полина Могилина.
Воздух надежды
Первая остановка — тихий дворик на улице Короленко. Здесь, на фасаде дома № 11В, художник Ashesteen изобразил мурал с одноименным проекту названием — «Воздух». Тема загрязнения атмосферы — одна из ключевых в экоповестке, отметила Полина Могилина. Чистота воздуха напрямую зависит от человека, и именно она определяет качество нашей жизни.
На стрит-арте мы видим небо в нежных градиентных оттенках. Теплые краски, которые использовал художник, напоминают зарю — момент тишины, спокойствия и зарождения чего-то нового. Однако нависающие облака Ashesteen намеренно показал контрастными и агрессивными.
Это раскрывает двойственность, заключенную в работе: то, что может казаться нам красивым и радующим глаз, на самом деле является свидетельством того, как наша деятельность загрязняет окружающую среду. А облако в виде сердечка наверху — это надежда, которую художник оставляет для нас. Если мы задумаемся и предпримем необходимые действия, возможно, у нас есть будущее, — объяснила Полина Могилина.
Метафора биоразнообразия
С улицы Короленко отправляемся в парк Свердлова. Там мурал на тему экологии украсил длинный забор, расположенный вдоль детской площадки. Полина Могилина рассказала, что стрит-арт называется «Завтра будет поздно», а ее автором выступает художник Дима Retro. С первого взгляда стало очевидно, что это произведение — одно из самых сложных для понимания.
Куратор проекта объяснила, что читать работу нужно справа налево. Автор обратился к теме сокращения биоразнообразия флоры и фауны, которое возникает из-за антропогенного воздействия. В начале мы видим темно-зеленое, почти черное полотно — таким образом художник создал визуальную метафору насыщенности и разнообразия.
Пусть зрителя не смущает чрезмерная абстрактность: когда что-то присутствует в нашей жизни в изобилии, мы не обращаем на это внимания и воспринимаем как должное, пояснила задумку Полина Могилина. Двигаясь влево, мы замечаем, что полотно становится все более светлым, а вместо желтых просветов возникают белые — картина становится тревожной.
А в середине работы появляются ярко-красные шары — сигнальные маячки, которые призывают обратить внимание, создают ощущение опасности. Это уже крик SOS, это мольба о помощи, — рассказала куратор проекта «Воздух».
Пульсация жизни
Чтобы увидеть третью работу, мы направились в заречную часть города. На Московском шоссе, 11 Б, под метромостом, появился мурал «Слои исчезнования». Он выполнен Константином 'ZMOGK' Даниловым — представителем одной из старейших граффити-школ России. Эта работа, как и предыдущая, посвящена теме сокращения биоразнообразия. Однако в данном случае мысль автора визуализирована более понятно.
Выяснилось, что стрит-арт можно читать как слева направо, так и справа налево. В первом случае в начале мы видим буйство красок и форм — так художник показывает богатство флоры и фауны. Однако далее на полотне начинают появляться серые пустоты. В конце мурала нашему взору открываются незакрашенный бетон и сплошная горизонтальная линия — недвусмысленная метафора замершей пульсации жизни.
Обратите внимание, здесь считывается профиль человека. Это говорит о том, что человек является неотъемлемой частью природного мира. И пока мы находимся с ним в гармонии, все у нас будет хорошо. А если мы будем оказывать влияние, то будем окружены серым бетоном, — отметила Полина Могилина.
Тот, кто привык мыслить нешаблонно, может прочитать мурал справа налево, двигаясь от скудной картинки к многообразию красок. Получается некая ретроспектива — находясь среди фактуры голого бетона, мы вспоминаем то яркое и насыщенное, что у нас было.
«Зеленая» история Почаинской
Завершаем экскурсию на улице Почаинской, под стенами Нижегородского кремля. Там в присутствии художников и авторов проекта была открыта работа Максима Има. Автор показал исторический контекст — образ зеленого оврага, под которым в коллекторе протекает река, маркирует направление улицы сверху вниз. Также на мурале можно увидеть лестницу: она связана с легендой о тайном подземном ходе, который вел от одной из башен кремля к реке Почайне.
Приятно, что после нашего экологического Биеннале, помимо перевернутого сознания и хорошего настроения, останется еще и физическое наследие. По Нижнему Новгороду можно будет путешествовать, как по хорошему квесту, в поисках этих фатастических работ. Они действительно того стоят, и я уверен, что они превратятся в отдельный экскурсионный маршрут, — подчеркнул на торжественном мероприятии замгубернатора Олег Беркович.
Совсем скоро улицы Нижнего Новгорода украсят еще три мурала, посвященные экологическим проблемам. Миша Most в своей работе на Казанское шоссе, 12/5 затронет тему космического мусора, образующегося в результате освоения околоземного пространства. Анатолий Akue продемонстрирует сложные аспекты вопроса хранения информации через образ нагретой атмосферы на Зеленском съезде. А художник под псевдонимом Nootk распишет подпорную стенку метромоста со стороны улицы Марата: там можно будет увидеть сюжеты с участием краснокнижных птиц и животных, обитающих в Нижегородском регионе.
Безусловно, современное уличное искусство достаточно специфично, и придется по вкусу не каждому. Однако, расшифровав послания художников, волей-неволей вспоминаешь о том, что человек — не властелин природы, а ее внимательный слушатель и хранитель. И если каждый из нас не нечнет с себя, то о чистом воздухе, богатой флоре и фауне и ярких красках окружающего мира нам будет напоминать лишь монументальное искусство.