Конституционный суд России разрешил пересмотр старых дел о сомнительной приватизации. Сроки исковой давности теперь могут отсчитывать с момента завершения прокурорской проверки, касающейся обстоятельства перехода государственного имущества в частные руки. На этом основании возможно оспаривание сделок, заключенных в 1990-х, пишут

Решение было принято при рассмотрении жалобы двух компаний — ООО «Мираж» и ООО «Геатон», которые обратились в Конституционный суд с оспариванием норм Гражданского кодекса о применении сроков исковой давности. В 1994 году в Саратовской области было принято решение о приватизации госпредприятия Производственное объединение «Третий государственный подшипниковый завод», на базе которого было создано ОАО «Третий специализированный подшипниковый завод». В состав имущества были включены в том числе медико-санитарные части.
В 2006 году общество, переименованное в «Саратовский подшипниковый завод», создало дочернее юридическое лицо ООО «Парацельс». Упомянутые здания внесли в качестве вклада в уставный капитал этой компании. В 2012–2013 годах проводилась реорганизация «Парацельса». В результате разделения появились организации ООО «Мираж» и ООО «Геатон». Первому перешло здание площадью 780 кв. м и доля в праве собственности на постройку в 8,5 тысячи «квадратов», а второму — здание площадью около 4 тысяч кв. м.
Прокуратура обратилась в суд с иском, чтобы вернуть постройки и участки в госсобственность, так как усмотрела несоблюдение условий и порядка приватизации имущественного комплекса для осуществления медицинской деятельности. В 2023 году это требование поддержал Арбитражный суд Саратовской области, а после — и вышестоящие инстанции.
Ответчики же указывали на истекшие сроки оспаривания приватизации и таким образом дошли до Конституционного суда. Но тот тоже принял решение в пользу прокуратуры «по совокупности обстоятельств». Он посчитал правильным отсчитывать срок не с не с момента приватизации, а с момента выявления нарушений в рамках прокурорской проверки. В данном случае при рассмотрении дела во главу угла поставили публичный интерес в сохранении социальной инфраструктуры.
По мнению юристов, это решение Конституционного суда дает понять, что государственная собственность — в приоритете перед частной, и сроки давности не станут препятствием для изъятия, если у государства есть претензии к ее использованию. Некоторые прямо заявляют, что теперь у госструктур будут «развязаны руки», и они могут начать «поход за активами».
Напомним, что массовая приватизация государственных предприятий началась после распада СССР в 1991 году, когда в России начался переход от социализма к капитализму. С этим процессом связывают появление в стране «олигархов» — сверхбогатых людей, которые приобрели государственную собственность за относительно небольшие деньги и смогли обогатиться на ней. Согласно статистике, в 1992 по 2006 год в России приватизировали почти 120 тысяч государственных и муниципальных предприятий.
Ранее GIPERNN.RU сообщал о том, что часть акций «Нижегородэлектротранса» могут продать частному бизнесу. Реорганизовать унитарное предприятие в акционерное общество планируют в 2025 году. В его собственность перейдет все имущество, в том числе недвижимость и электробусы.