В сентябре 2025 года распахнула двери самая большая школа Нижнего Новгорода и области — № 189 в ЖК «Зенит». Она может принять до 1600 учащихся — это больше, чем в знаменитой «Школе 800» в Верхних Печерах. Но школа в «Зените» выделяется не только размерами. Шесть блоков, профильные кабинеты, несколько спортзалов, две столовые, информационно-библиотечный центр, гигантский актовый зал — кажется, здесь есть все для комфортного обучения и всестороннего развития современных школьников.

С какими сложностями столкнулись архитекторы, когда проектировали здание? Как школа выглядит изнутри? Чем она может гордиться, а какие решения так и не удалось реализовать? За ответами на эти и другие вопросы корреспондент GIPERNN.RU отправился на экскурсию, которую провел Нижегородский дом архитектора в рамках одного из своих «Архчетвергов». На один вечер экскурсоводами стали ведущий архитектор компании «Инжкомпроект» Екатерина Королева» и главный архитектор «МИА Быкова В.Ф.» Дмитрий Слепов.
Вместимость
Внешний вид школы № 189 сразу приковывает взгляд. Она состоит из шести блоков высотой от 2 до 4 этажей: это смотрится масштабно и впечатляюще, но совсем не громоздко. Возможно, дело в цветовом решении: фасады выполнены в элегантных бежево-коричневых тонах, которые «разбавляют» яркие акценты.
Новое здание на улице Героя Аристархова в Советском районе должно было стать «близнецом» школы в «Цветах» на 1125 мест, рассказала Екатерина Королева. Однако спустя некоторое время перед специалистами поставили задачу увеличить вместимость до 1600 учащихся.
Было принято решение добавить к школе еще одно крыло. Это повлекло за собой колоссальное увеличение коридоров, добавили еще один лифт. Увеличивали размеры всех общешкольных помещений, увеличивали актовый зал. Изначально он вмещал около 365 человек, что является стандартом для современных школ. Сейчас же его вместимость около 800 человек, — поделилась Екатерина.
Инклюзия
Еще один специальный запрос к архитекторам поступил от регионального министерства образования. Школу нужно было адаптировать для детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности — с расстройством аутистического спектра. К этому вопросу специалисты подошли с особой серьезностью.
Изучив последние исследования, проектировщики пришли к выводу, что ребята с особенностями развития не должны быть изолированы. Именно поэтому в готовой школе нет специальных блоков для таких детей — они бережно интегрированы в общую среду.
Вся школа продумана для доступа детей с особенностями двигательного аппарата. Например, при всех спортзалах есть и раздевалки, и санузлы, приспособленные для детей с ограниченными возможностями, — добавила Екатерина Королёва.

Разделение потоков
Существует мнение, что так называемая школа будущего должна представлять собой единое пространство, в котором дети с 1-го по 11-й класс находятся в контакте друг с другом. Однако Екатерина Королёва подчеркнула, что придерживается иной позиции. Как мать маленького ребенка она настояла на создании камерности для младших классов, оградив их от «толпы бегущих, возрастных детей».
По этой причине потоки в школе № 189 максимально разведены: для малышей предусмотрены отдельные вход, гардероб, учебная зона, обеденный и многофункциональный залы. Также учебное заведение обеспечено классами для продленок и кружков — эти вопросы являются «наболевшими» для многих родителей. В школе даже есть помещение, где самые юные ученики могут поспать днем.
Средняя и старшая школа тоже разведены. Мы сидели и смотрели, какие предметы есть у 5-9-х классов, а какие — у 9-11-х, чтобы разделить кабинеты. Потому что, как я считаю, самым старшим ученикам тоже нужно некоторое спокойствие от шума и гама. У них свои задачи, они готовятся к ЕГЭ, — поделилась Екатерина.
Стильные интерьеры
Внутри школа выглядит так же лаконично, как и снаружи. На входе посетителей ждут уже привычные металлоискатели и турникеты: важная дань безопасности подрастающего поколения. Холлы и коридоры выкрашены в яркие цвета, которые балансируют натуральные оттенки дерева. За счет большого количества окон, пространства выглядят светлыми и просторными. В коридорах для учеников расставлены пуфы, диванчики, необходимая техника. Не заблудиться помогает отлично выстроенная навигация.
Кабинеты выполнены в более сдержанных цветах, нежели коридоры. Видимо, это нужно для того, чтобы ничто не отвлекало детей от процесса получения знаний. Внутри — парты, стулья, открытые книжные шкафы, обычные и интерактивные доски.
Кстати, в школе имеются и профильные кабинеты. Например, мастерская для обработки дерева с оборудованием для резки и шлифовки. Интерьеры школы в «Зените» прорабатывала «ТМА Быкова В.Ф.». Главный архитектор мастерской Дмитрий Слепов признался, что проектирование школ — одна из самых сложных задач, сопоставимая разве что с проектированием аэропортов.
Здесь применяются очень сложные технологии, это, конечно, адский труд. В школе мы делали сравнительно небольшую часть — интерьеры. Наша задача состояла в том, чтобы подобрать цвета, текстуры. Думаю, что результат получился хороший. Даже губернатор Нижегородской области высоко оценил это архитектурное произведение, — отметил Дмитрий Слепов.
В отделке использовались преимущественно итальянские материалы. Они отличаются износостойкостью и неприхотливостью. Например, если маленькие непоседы решат разрисовать стены в лестничных холлах, «произведения искусства» можно будет легко смыть. Также, к примеру, двери выдержат удары портфелями.
Замечательно, что была возможность сделать школу из таких материалов, которых хватит на десятилетия — это касается и фасадов, и внутренней отделки. Потому что обычно после сдачи школы находятся на собственном обеспечении. Если есть какие-то несовершенства, приходится подмазывать их краской каждый год, — отметила Екатерина Королёва.
Огромные залы
Одна из фишек школы — два обеденных зала. В одном завтракают и обедают малыши, в другом — учащиеся средних и старших классов. По словам Дмитрия Слепова, для столовых использованы негорючие материалы. Зоны приема пищи выполнены в темных оттенках. Несмотря на то, что некоторые из присутствующих на экскурсии посчитали их мрачными, сами специалисты назвали выбранную колористику «модной и контрастной».
На мой взгляд, столовая удалась. Она сохранилась в том виде, в котором мы ее проектировали. Основная проблема была с вентиляцией, потому что здесь не очень большая высота этажей, — поделился Дмитрий Слепов.
Гордость архитекторов — огромный актовый зал, рассчитанный примерно на 800 мест. Находясь внутри, можно забыть, что это школа, а не специализированная концертная площадка, — так удивляют масштабы. По словам Екатерины Королёвой, в актовом зале создана очень хорошая акустическая среда. А вот в спортзалах (их сразу три — игровой, многофункциональный и для гимнастики), напротив, не удалось воплотить подобную задумку.
К сожалению, в процессе лишили акустики спортивные залы. Вот если вы были в «Школе 800», там спортивные залы отделаны «волосатыми» панелями — это классный акустический материал, который глушит все лишнее. А нас их лишили «за ненадобностью», — посетовала Екатерина.
Современная библиотека
Еще одна фишка школы в ЖК «Зенит» — просторный справочно-библиотечный центр. При проектировании архитекторы поставили перед собой цель сделать не классическую библиотеку, где дети просто берут книги, а многофункциональное пространство. В итоге так и вышло: в информационно-библиотечном центре можно посидеть за ноутбуком, почитать книгу и даже провести выставку.
На момент нашего визита пространство было заполнено горами книг. Как пояснили архитекторы, школа предложила детям поделиться литературой, которая есть дома. Стены украшают портреты легендарных русских писателей и поэтов, рядом с которыми размещаются их знаменитые цитаты.

После посещения школы в ЖК «Зенит» хочется по-доброму позавидовать ее ученикам. Здание вместительно и функционально: дети могут здесь не только получать знания, но и с пользой проводить время после уроков. Разнообразные спортзалы, просторная библиотека, гигантский актовый зал, адаптивность для ребят с особенностями здоровья — к сожалению, все это чуждо школам «прошлого поколения». Но если новые учебные заведения продолжат держать высокую планку, большие и продуманные образовательные пространства скоро перестанут быть диковинкой.