Top.Mail.Ru
Гипермаркет недвижимости
Нижнего Новгорода и области

Стройка на 200 млрд. Когда у Нижнего Новгорода появится обход с мостом в Подновье?

Новый мост через Волгу планируется построить в Нижнем Новгороде. Переправа из Подновья на Бор должна стать частью еще более крупного инфраструктурного проекта — Восточного обхода. Сейчас он находится в разработке и входит в план регионального правительства по заключению концессионных соглашений на 2025 год.

Фото: Наталия Пылина

Мост в Подновье — это не просто еще одна связь между двумя городами, но и возможности для развития. Он даст импульс освоению левого берега Волги, где могут появиться новые производства, дороги и жилье. Но найдутся ли деньги на масштабную стройку? Когда от слов перейдут к действиям? И будет ли все-таки застроена Борская пойма? Разбирался GIPERNN.RU.

Долгожданный Восточный обход

Так уж сложилось, что Нижний Новгород оказался единственным миллионником, у которого нет полноценного обхода. Из-за этого вся транзитная нагрузка ложится на улицы города, осложняя дорожную и экологическую ситуацию. Существует недостроенный Южный обход, а в перспективе должны появиться Северный и Восточный.

Источник: Проектный офис Стратегии развития Нижегородской области

Общая протяженность Восточного обхода составит почти 45 км: первая очередь — 14,9 км, вторая — 8,9 км, третья — 21 км. Как подсчитали в региональном правительстве, проект позволит построить в своей орбите почти 14 млн квадратных метров нового жилья и дать нижегородцам 33,6 тысячи рабочих мест. Дорога может стать импульсом для развития всей агломерации, уверен заместитель председателя комитета по транспорту и дорожному хозяйству Законодательного Собрания Евгений Бабаев. По словам депутата, ей жизненно необходима единая система дорожных обходов по пропуску транзитного транспорта.

Уникальность Нижнего Новгорода в том, что он расположен как бы на перекрестке транспортных потоков Юг-Север и Запад-Восток. Это дает нам определенные преимущества, но и ставит перед нами масштабные задачи. Строительство Восточного обхода в сочетании с мостовым переходом через Волгу позволило бы улучшить сообщение Нижнего Новгорода с Бором и вывести транспортные потоки направления Киров-Казань из зоны жилой городской застройки.

Евгений Бабаев
заместитель председателя комитета по транспорту ЗС НО

Строить Восточный обход планируется в рамках концессионного соглашения. Еще в 2022 году в правительство поступили заявки от двух инвесторов — ООО «ИФР Восточный обход НН» и ООО «Концессионная строительная компания № 14» (входит в структуру ДСК «Автобан»). Первый назвал цену в 102,4 млрд рублей, второй — в 137 миллиардов. Строительство предполагалось вести с привлечением капитального гранта из федерального бюджета.

Фото: Сергей Круглов

Спустя 2,5 года концессионное соглашение все еще не заключено. В «Автобане» нам сообщили, что правительство Нижегородской области продлило стадию переговоров и актуальная стоимость строительства сейчас составляет порядка 200 млрд рублей.

Проект является очень сложным, комплексным, требующим поддержки федеральных органов исполнительной власти. Чтобы заструктурировать его качественно и получить поддержку, необходимо больше времени, — рассказали GIPERNN.RU в строительно-инвестиционном холдинге «Автобан».

Проект планировки и межевания территории для первой очереди Восточного обхода утвердили в 2022 году. Согласно выбранной трассировке, дорога возьмет начало у магистрали М-7 в Кстовском районе, пройдет по Артемовским лугам, затем мимо очистных сооружений, частично по существующей песчаной насыпи, и выйдет к набережной Гребного канала в районе улицы Лысогорской. По дороге протяженностью около 14,9 км смогут проезжать 14 тысяч автомобилей в сутки со скоростью 100 км/час. Полос будет четыре, ширина каждой — 3,5 м. Протяженность шумозащитных экранов составит почти 4 км.

Источник: Проектный офис Стратегии развития Нижегородской области

На основании упомянутой документации «Автобан» уже занимается проектированием первой очереди Восточного обхода. Отметим, что тот же строительно-инвестиционный холдинг построил трассу М-12 в Нижегородской области и сейчас строит дублер проспекта Гагарина. Контракт на разработку проекта для начала строительства Восточного обхода заключен на 330 млн рублей, завершить работы специалисты должны к 16 февраля 2026 года.

Первая очередь Восточного обхода будет включать в себя транспортную развязку на пересечении с дорогой Нижний Новгород — Кстово, эстакаду протяженностью почти 1,5 км, четыре моста общей протяженностью 530 м, один путепровод длиной 70 м, а также реконструкцию участка набережной Гребного канала и автомобильной дороги Афонино — Никульское.

К маю 2025 года определена концепция реализации проекта: выполнена трассировка будущей дороги, установлена этапность работ и подготовлены основные проектные решения для согласования с заказчиком. В разгаре полевые инженерные изыскания, рассказали GIPERNN.RU в ДСК «Автобан».

Источник: ДСК «Автобан»

Все работы идут в графике, в планах генерального проектировщика — прохождение госэкспертизы до конца 2025 года. Сейчас разрабатывается транспортная модель, уже проведен анализ существующей интенсивности транспортных потоков.

Моделирование позволяет спрогнозировать состав и интенсивность транспортных потоков в перспективе. Это дает возможность проектировать дорогу и искусственные сооружения с учетом всех нормативных требований по несущей способности, — подчеркнули в ДСК «Автобан».

Пока документация разрабатывается только для первого этапа, и строительство моста через Волгу в него не входит. Но проектирование ведется в одной парадигме со второй и третьей очередями. По сути, Восточный обход Нижнего Новгорода — это один большой проект, который включает дорогу от М-7 до Гребного канала, северо-восточный обход Бора и соединяющий их Подновьевский мост.

Фото: Наталия Пылина

Зачем Нижнему Новгороду еще один мост?

Планы строительства моста, ведущего из Подновья на Бор, обсуждали еще в советские времена, потом про них снова заговорили при губернаторе Валерии Шанцеве. В 2009 году был даже утвержден проект, а в 2013 году подготовлена почти вся необходимая документация, но грянул экономический и геополитический кризис — строительство переправы снова отложили. Потом идею каждые пару лет пытались реанимировать, и в результате решили сделать мост частью Восточного обхода.

Согласно проекту планировки территории, крайней точкой первой очереди проекта является берег Волги в районе улицы Лысогорской в Нижнем Новгороде — следовательно, именно там будет начинаться мост. Протяженность переправы составит 4,6 км, она будет четырехполосной, как и дорога. Не исключено, что мост могут совместить с железнодорожными путями, чтобы замкнуть ж/д кольцо «Большой Нижний Новгород». Такой вариант был предложен «Волго-Вятской пригородной пассажирской компанией».

Источник: ООО «Терпланпроект»

Новый мост нужен прежде всего для разгрузки: три федеральные автодороги на юге области разделены с трассой Р-177 «Поветлужье», и все транзитные потоки в этом направлении идут по улично-дорожной сети Нижнего Новгорода через единственный мост — Борский. Это существенно усложняет движение и изнашивает инфраструктуру, считает заместитель председателя комитета по транспорту и дорожному хозяйству Законодательного Собрания Рустам Досаев.

Появление Восточного обхода в целом — это развитие и транспорта, и экономики, и бизнеса, и туристического потенциала всего региона. Кроме того, транспортной сети Нижнего Новгорода нужно облегчение, и новая магистраль его даст. Если же мы говорим о новом мосте на Бор, то он станет хорошим объединяющим звеном, которое сделает агломерацию более цельной и удобной для жизни. Судя по тому, как востребована канатная дорога, у людей большая потребность ездить на работу, на учебу, и им станет проще это делать.

Рустам Досаев
заместитель председателя комитета по транспорту ЗС НО

Если в регионе хорошо развита транспортная и логистическая инфраструктура, то он становится магнитом для бизнеса и производства, добавляет депутат. По его мнению, благодаря таким проектам Нижегородская область может выйти на новый экономический уровень, а ее центр — стать главным городом ПФО.

Источник: Проектный офис Стратегии развития Нижегородской области

Контекст экономического развития в данном случае особенно важен: новые предприятия — это новые рабочие места, новые рабочие места — это приток людей в регион. А демографическая ситуация такова, что он в этом очень нуждается. Предприниматели, в свою очередь, все чаще размещают производства либо на окраине Нижнего Новгорода, либо в пригородах, поэтому хорошая логистика — основа основ, считает уполномоченный по защите прав предпринимателей в Нижегородской области Павел Солодкий.

Если говорить о сферах бизнеса, на которые может положительно повлиять строительство обходов, то, в первую очередь, это, конечно, грузоперевозки и логистические компании. Вдоль новых трасс также появятся складские компании и промышленные предприятия. Кроме того, завершение строительства обходов позитивно скажется на гостиничном и туристическом бизнесе. В орбите Восточного обхода может появиться более 33,6 тысячи рабочих мест, и я считаю эти цифры объективными. 

Павел Солодкий
уполномоченный по защите прав предпринимателей в Нижегородской области

Для региона проект интересен еще и тем, что, вероятнее всего, будет реализован по концессии, а это эффективный инструмент для развития инфраструктуры на фоне дефицитов бюджетных источников, добавляет омбудсмен. В мире есть весьма успешные примеры реализации крупных проектов по этой модели — например, строительство тоннеля под проливом Ла-Манш между Францией и Великобританией. В России сейчас таким образом строится около 80 дорожных объектов, 17 из которых — в ПФО.

Правительство Нижегородской области рассматривает для строительства моста через Волгу различные варианты государственно-частного партнерства. В том числе, концессионную инициативу холдинга «Автобан», который намерен привлечь на второй этап Восточного обхода потенциального квалифицированного подрядчика ГК «Нацпроектстрой».
Фото: Наталия Пылина

Подновьевский мост — это крупный и сложный объект с большим количеством развязок и выемок, внушительными объемами по земельному полотну в пойменной части, отмечают в ДСК «Автобан». Однако именно он является связующим звеном, которое позволит увеличить пропускную способность между берегами и будет способствовать освоению левобережья Волги. Предварительная стоимость строительства переправы — 127 млрд рублей.

«Автобан» готов реализовать проект как по госзаказу, так и в рамках механизмов ГЧП. Региональные власти рассматривают реализацию проекта через концессионный механизм, чтобы иметь возможность использовать различные источники финансирования, а также точечно управлять всеми стадиями реализации проекта», — рассказали GIPERNN.RU в ДСК «Автобан».

Новый мост — новая застройка

Одно из главных ожиданий нижегородских властей от реализации проекта Восточного обхода — развитие жилищного строительства на борской стороне. Новая застройка должна появиться в Кстовском районе и, вполне возможно, в Борской пойме.

Источник: Creative Lab / stroi.mos.ru

Интерес инвесторов к последней заметно вырос в связи с перспективами строительства моста, хотя планы по освоению этой местности не новы. Еще в далеких «нулевых» с привлечением итальянских архитекторов был разработан проект Globe Town: территория поймы должна была превратиться в местный «Манхэттен» с небоскребами. Планировалось, что новая застройка займет 30 га, но планы так и остались на уровне амбициозной идеи.

В 2021 году в этом же месте планировали построить «город будущего» — паркоград «Нижний». Согласно проекту, в него должны были войти университетский кампус, деловой квартал, гостиницы и жилые дома, прогулочные и спортивные зоны, а население в случае реализации могло бы составить 150 тысяч человек. Впрочем, эта задумка тоже не получила продолжения. А в конце 2024 года в правительстве Нижегородской области заявили, что инвесторы готовы вложить 30 млрд рублей в строительство жилья, социальной и коммерческой инфраструктуры в Борской пойме.

Источник: Creative Lab / stroi.mos.ru

Против застройки уникальной местности выступили некоторые борчане и экологи. Они создали петицию и потребовали присвоить Борской пойме статус охраняемой природной территории. О значимости Борской поймы для Нижегородской области и России в целом также говорит руководитель экологического центра «Дронт» Асхат Каюмов.

Дело в том, что только в нашем регионе еще осталось такое явление, как пойма Волги в ее естественном виде. В большинстве своем подобные участки уже уничтожены путем создания искусственных водохранилищ. На остатках волжской поймы построены Нижний Новгород, Бор, Кстово, Городец, Балахна, отмечает эколог. Свободными остались только небольшие кусочки, один из которых — заливные луга на Бору.

Это последние места, где мы можем наблюдать естественные процессы так, как они идут в природе. В поймах очень разнообразные природные условия, именно поэтому здесь такое богатство видов флоры и фауны, в том числе и краснокнижной. Почему мы говорим о необходимости строительства жилья, но не говорим о других проблемах? У нас вымирающий регион! Растет уровень онкологических заболеваний, болезней дыхательных путей, а это свидетельствует о плохом состоянии окружающей среды — плохом воздухе, плохой воде, плохих продуктах. Поэтому зеленую зону в Борской пойме нужно сохранять, она может нормально работать экономически и в таком виде.

Асхат Каюмов
руководитель экологического центра «Дронт»
Фото: Анастасия Малышева

В борских лугах можно открывать глэмпинги и создавать туристическую инфраструктуру, не нарушая экосистему и не застраивая территорию глобально, считает Асхат Каюмов. Он указывает, что на Гребном канале возводятся крупные отели и комплексы премиального уровня, тогда как со стороны Бора следовало бы создать более демократичную и доступную туристическую зону, при этом сохранив уникальную пойму. Тем более, что государство активно поддерживает такие инициативы рублем в рамках программ по развитию внутреннего туризма.

Отметим, что первая очередь Восточного обхода пройдет по территории Артемовских лугов, где уже согласовано создание одноименного природного парка. Правда, пока идут проектные работы, его границы не определены, но к концу года этот вопрос может решиться. Члены рабочей группы надеются, что уже в 2026-м году парк «Артемовские луга» официально будет существовать.

Фото: Анастасия Малышева

В борской администрации убеждены, что обход с мостом нужен и Бору, и Нижнему Новгороду, и даже смежным регионам. По информации властей, мост и подходы к нему не затронут Борскую пойму. В то же время генеральный проектировщик «Автобан» указывает на планы по активному инфраструктурному развитию территорий, потенциально прилегающих к мосту.

Мост и подходы к нему к размещению в Борской пойме не планируются. Однако дополнительная транспортная магистраль однозначно повысит инвестиционную привлекательность территории. Для этого проекта, можно сказать, федерального уровня необходимы очень серьезные организационные и финансовые усилия всех органов власти, инвесторов, проектировщиков и других участников, — сообщили GIPERNN.RU в администрации г.о.г. Бор.

Как бы то ни было, серьезного экономического эффекта от Восточного обхода можно ждать лишь в том случае, если все три очереди будут полноценно реализованы. Стоит упомянуть, что в орбите будущей магистрали планируются и другие масштабные проекты — например, строительство грузового мультимодульного порта и особой экономической зоны (ОЭЗ) общей площадью 126 га.

Фото: Наталия Пылина

Восточный обход Нижнего Новгорода — безусловно, сложная, дорогая и долгоиграющая история. И речь идет не только о технических моментах, а еще и о том, что придется искать компромисс в целом ряде вопросов, в том числе социальных и экологических. В региональном правительстве рассчитывают, что новая дорога будет построена до 2032 года: именно такой срок обозначен в перечне объектов для заключения концессий за подписью губернатора Глеба Никитина.

Хочется верить, что откладывать проект в очередной раз не станут, потому что грандиозные планы по развитию агломерации без полноценного дорожного обхода просто нежизнеспособны. Особенно если учесть, что Нижний Новгород уже начал обрастать новыми территориями путем присоединения пригорода.

Продажа проекта оздоровительного центра
Продажа 30 га под многоэтажное жилье

Все самое интересное читайте у нас в Telegram и ВКонтакте.

Ошибка в тексте Ctrl + Enter

Поделиться и оценить

Теги

Подпишитесь на нашу рассылку

Читать ещё

Развитие региона Водители фур «наплевали» на штрафы за проезд по мосту Нижегородской ГЭС
Незаконным проездом большегрузов в очередной раз возмутился глава Городецкого района Александр Мудров.
Ремонт и дизайн Ремонт проезжей части Канавинского моста начался в Нижнем Новгороде
В ночь на понедельник — с 18 на 19 мая — подрядчик приступил к фрезерованию покрытия дороги. Замена асфальта и далее будет проводиться по ночам, чтобы минимизировать неудобства.
Ремонт и дизайн Часть Канавинского моста в Нижнем Новгороде перекроют из-за ремонта
Работы стартуют в ночь с 18 на 19 мая. Движение транспорта будет ограничено по ночам.

Комментарии

Комментарий будет опубликован после проверки модератором.
Спасибо за Ваше мнение!

Последние новости

Найди свой дом

из 9 184 домов Нижнего Новгорода
Фотографии домов
Планировки квартир
Цены на квартиры
Найти

Оцените стоимость своей квартиры бесплатно

Первая полоса