Top.Mail.Ru
Гипермаркет недвижимости
Нижнего Новгорода и области

Старина и современность: как выглядит нижегородский Дворец труда после реставрации

В Нижнем Новгороде завершилась реставрация Дворца труда — одного из самых узнаваемых зданий напротив кремля. В начале XX века в его стенах заседала городская дума, после революции — профсоюзы, в 2000-х — областной суд. А теперь сюда переехал Арбитражный суд Волго-Вятского округа, для нужд которого памятник архитектуры на Большой Покровской комплексно обновили.

Фото: Ксения Ражева

Торжественное открытие Дворца труда после трехлетней реставрации состоялось 9 апреля. В мероприятии приняли участие зампредседателя Верховного Суда РФ Юрий Иваненко, председатель окружного Арбитражного суда Андрей Толмачев, замгубернатора Петр Банников, мэр Нижнего Новгорода Юрий Шалабаев и представители судейского корпуса.

Накануне официальной церемонии в здании провели экскурсию для журналистов. Их сопровождал заместитель руководителя управления госохраны объектов культурного наследия региона (УГООКН) Игорь Петров. В числе первых обновленные интерьеры увидел корреспондент GIPERNN.RU.

Как появился Дворец труда

Идея построить дом для городской думы родилась еще в конце XIX века. В тот момент гласные заседали в здании напротив — на втором этаже корпуса торговых рядов (сейчас — Минина и Пожарского, 2). Но работать здесь было неудобно, и назрел вопрос о переезде.

Ситуацию спас купец и гласный думы Николай Бугров: в 1897 году он подарил городу участок с трехэтажным каменным домом. В нем до недавнего времени размещался театр. Здание собирались отремонтировать для городской думы, но планы изменил пожар.

Тогда обгоревший дом решили снести, а на его месте — построить новый. Проект заказали петербургскому академику архитектуры Владимиру Павловичу Цейдлеру — именно он был главным архитектором Всероссийской промышленной и художественной выставки в Нижнем Новгороде 1896 года.

Гласные обсуждали несколько вариантов стилистики здания. И в итоге пришли к выводу, что оно должно отразить национальный колорит. Фасады соединили в себе элементы французского Возрождения, барокко, классицизма, неорусского стиля и модерна. Зеленые шатры, напоминающие о древнерусском зодчестве, составили единую композицию с шатровыми крышами кремлевских башен.

Здание получилось очень самобытным и очень необычным. Оно является градостроительным акцентом на главной площади нашего города, — рассказал заместитель руководителя нижегородского УГООКН Игорь Петров. 

Строительство началось осенью 1901 года и продолжалось два с половиной года. 18 апреля 1904 года здание торжественно открыли в присутствии губернатора, городского головы и членов городской думы. На открытии собралось множество нижегородцев, а в газетах публиковались восторженные отзывы корреспондентов, которые все это время следили за строительством. Здание было освящено, и с того же дня в нем начали работать городская дума и управа.

Новый дом был оснащен по последнему слову инженерной техники: в нем провели центральное отопление, водопровод, канализацию, телефонизацию, электричество… Чтобы содержать это великолепие, городская дума решила сдавать первый этаж в аренду. Здесь открылись фешенебельные магазины. Позже, в советские годы, на тех же площадях работал универмаг.

Реставрация с научным подходом

После переезда областного суда в Дворец правосудия на площади Лядова в 2017 году здание несколько лет пустовало. В это время решалась его судьба. Поскольку памятник находится в федеральной собственности, в его стенах решили разместить учреждение федерального подчинения — Арбитражный суд, рассказал Игорь Петров. И впервые за всю историю в нем выполнили научную реставрацию. Специалистам нужно было не просто обновить здание, но и изучить, по каким технологиям оно строилось.

Поддерживающий ремонт проводился в течение всего советского периода, когда здесь располагался Облсовпроф. Но такие масштабные работы мы видим впервые, — отметил замруководителя управления госохраны ОКН.

Проект комплексной реконструкции с элементами реставрации подготовила нижегородская компания «СМУ-77». Работы в здании проводила тоже местная фирма — ООО «Профитстрой». На исследования и обновление здания федеральный бюджет выделил почти 1,2 млрд рублей.

Работы завершились в минувшем декабре. По словам Игоря Петрова, научной реставрации подверглась вся парадная часть Дворца советов — элементы, которые относятся к предмету охраны. Это внешний облик здания и часть интерьеров: два зала заседаний — большой и малый, кабинет городского головы, парадная, центральная и торцевая лестницы. Восстановить исторические элементы и воссоздать утраченные удалось в том числе благодаря современным мастерам, которые возрождают технологии XIX–XX веков. Другие части здания реконструировали по современным запросам: при этом специалисты старались использовать аутентичные материалы.

Лестница с памятью о знатных посетителях

Парадный вход в здание в начале XX века был со стороны центральной площади. Гласных городской думы встречала широкая лестница с мраморными ступенями. По ней поднимались тогдашние градоначальники — Александр Меморский, Иван Богоявленский и Дмитрий Сироткин, известные депутаты — Матвей Башкиров, Николай Бугров и другие. Реставраторам было важно сохранить дух истории и вернуть вестибюлю первоначальный облик, рассказал Игорь Петров.

В помещении полностью отреставрировали стены и потолок. Сама лестничная клетка сохранилась в неплохом состоянии, но часть мраморных ступеней покрылась трещинами — их пришлось заменить.

Возможно, ступени были побиты революционными матросами, которые занимали здание в 1917 или 1918 году. На трещины не обращали внимания, но сейчас эти элементы заменили. Мы видим подлинный мрамор, по которому ходили депутаты, — он чуть темнее. Более светлые части — это докомпановка, — рассказал Игорь Петров.

По историческим фотографиям реставраторы воссоздали утраченные золоченые шары и латунные картуши, украшавшие лестницу. Также старинные кадры помогли определить, каким было напольное покрытие вестибюля. В 1904 году пол был отделан метлахской плиткой — популярным материалом на рубеже XIX–XX веков. Но затем, примерно в 1990-х, покрытие заменили на модный в те годы керамогранит.

Новые фрагменты заказали у петербургской фирмы «Образъ», которая освоила старинную технологию. Образцом послужила сохранившаяся метлахская плитка на втором этаже, где она была лишь частично разбита. Покрытие воспроизвели один к одному — и по рисунку, и по цветовой гамме.

В тамбуре сохранилась аутентичная плитка с пестрым рисунком, напоминающим бухарский ковер. Здесь понадобилось выровнять пол, поэтому покрытие разобрали и уложили заново, восстановив утраченные и поврежденные элементы.

Старые технологии и современные требования

На прежнем месте в вестибюле осталась старинная люстра. Оконные рамы заменили на современные деревянные, сохранив остекление в две нитки. Такую же технологию применили во всех парадных помещениях. В других частях здания установили окна, совмещенные со стеклопакетом.

Они тоже деревянные, никаких пластиковых окон здесь нет. Материалы применялись аутентичные для первоначального периода строительства этого здания, — отметил Игорь Петров.

Двери под лестницей, справа и слева, пришлось заменить новыми, противопожарными. Они тоже выполнены из дерева, но с металлической обшивкой — по современным требованиям безопасности. А старые двери, окрашенные зеленым, разместили на стене, чтобы их подлинный облик могли видеть все посетители.

Между лестничными пролетами располагались окна с яркими витражами, которые выходили в соседнее помещение. Витражи полностью отреставрировали, но сделали их декоративными. Проемы с другой стороны заложили кирпичами, а чтобы рисунок был по-прежнему ярким, смонтировали подсветку.

С советских лет лестницу украшала скульптура Владимира Ильича Ленина. Ее решили сохранить: на время реставрации фигуру вождя просто закрыли пленкой.

Здание сохраняет различные исторические напластования. У нас не было задачи полностью убрать все позднее, а лишь то, что безобразило интерьеры. Ленин в данном случае гармонично вписался по оси симметрии, — отмечает Игорь Петров.

Наследие императорского подарка

Депутаты начала XX века проводили совещания в двух залах — большом и малом. Большой парадный зал заседаний освещался тремя арочными окнами, которые украшали фасад здания. Именно в них отразилось влияние стиля модерн.

Двери, выходящие на балкон, на протяжении вековой истории сильно износились. Реставраторы предложили изготовить новые по аналогии, но управление госохраны ОКН настояло на восстановлении старинных дверей. А вот дубовый паркет пришлось полностью заменить. В остальном к помещению относились бережно, и его первоначальный облик сохранился до наших дней.

В украшении зала в начале XX века использовалось богатое убранство Царского павильона Всероссийской выставки 1896 года. Деревянное здание в неорусском стиле, напоминающее боярский терем, построили для отдыха августейшего семейства. Спроектировал павильон известный архитектор Александр Померанцев. Мебель и деревянный декор для него изготовили в Петербурге.

После окончания выставки император подарил здание городу, но нижегородские власти не смогли грамотно использовать царский подарок. Великолепное здание обветшало, и его решили разобрать на бревна, а роскошный декор перенести в новые помещения думы.

Специалисты отреставрировали деревянные резные панели на стенах. Заменили только бархатную обивку, которую изготовили по индивидуальному заказу по старым образцам. Тот же материал темно-синего цвета использовали для обивки кресел.

Под потолком в зале заседания можно увидеть маленькие балконы для прессы. Совещания в городской думе были открытыми, и туда приглашали корреспондентов изданий и почетных гостей. На этих балконах по-прежнему можно стоять, но доступ к ним сейчас закрыт.

Потолок большого зала кессонированный — с углублениями, украшенными росписью. Она сохранилась в подлинном виде. Считается, что деревянные элементы потолка тоже перенесли из Царского павильона.

Кессонированный потолок здесь тоже уникальный — он украшен металлическими бутонами. Без них, казалось бы, тоже все было бы гармонично, в стиле итальянского Ренессанса. Но здесь появились элементы купеческого стиля, перебор с пластикой — наверное, они отражают вкусы того времени, — отметил замруководителя УГООКН.

Специалисты отреставрировали деревянный подиум и его ограждение. Освещают зал подлинные люстры. Они опускаются с помощью лебедки на чердаке: такой механизм позволял менять и протирать лампочки. Кронштейны для настенных светильников были утрачены — их восстанавливали по проектным чертежам.

Слияние двух эпох

Малый зал для совещаний напоминает о разных вехах в истории Дворца труда, который со дня своего открытия оставался официальным общественным зданием. На потолке сохранилась символика СССР, а массивные двери в русском стиле перенесены из Царского павильона.

Некоторые двери были установлены как муляж: таким образом, архитектор постарался сделать композицию симметричной. Проемов за ними нет. Помещение в последние годы было выкрашено в казенный желтый цвет. Во время реставрации его решили заменили на светло-голубой.

Реставраторы долго совещались на этот счет. Сейчас, мне кажется, подобрана удачная нежная цветовая гамма, она хорошо оттеняет благородный шоколадный цвет дерева, — рассказал Игорь Петров.

По последнему слову техники

Обновленные помещения оснастили по последним требованиям безопасности. В них установили видеонаблюдение, пожарную сигнализацию, вентиляционные трубы. Для маломобильных посетителей смонтировали лифт. Инженерные коммуникации, как и в прежние годы, находятся в подвале.

Раньше там располагался и источник отопления. Горячая вода курсировала по трубам, установленным по всему зданию. Батареи для него изготовил местный чугунолитейный завод «Добров и Набгольц». Однако в советские годы здание подключили к центральному отоплению, и оригинальная система устарела. Сейчас фрагмент чугунной батареи сохранили в одном из судейских кабинетов, другой такой фрагмент передали в нижегородский технический музей. Эти артефакты позволяют увидеть, какого уровня достигли инженерные технологии на рубеже двух веков.

Лестницы и коридоры

Специалисты отреставрировали интерьеры коридоров, сохранив, где возможно, историческую плитку. В некоторых помещениях, где она была повреждена, уложили новые фрагменты, изготовленные по старинным образцам. В других — заменили современным покрытием.

Большие работы проделали и на центральной лестнице с окнами во внутренний двор. Раньше оконные проемы были и по другим сторонам лестничной клетки, они позволяли освещать коридоры. По требованиям пожарной безопасности их заложили кирпичом. Теперь из коридоров они выглядят как арочные ниши, а со стороны лестницы установлены витражи с матовым стеклом. Их украшают деревянные решетки, которые тоже были частью декора этого здания.

У лестницы сложная форма. Была ли у проектировщиков задача создать художественный образ или она просто получилась такой, исходя из функционала? В любом случае, она просто очень фотогенична, — отмечает Игорь Петров.

Лестница вела в треугольный внутренний двор-колодец, отсюда же продолжался спуск на цокольный этаж. По современным требованиям выходы на улицу нужно было разделить. В итоге между лестницами решили установить стеклянную перегородку.

Историческую пожарную лестницу, которая раньше стояла со стороны улицы Пожарского, после долгих споров и совещаний перенесли во внутренний двор. По мнению Игоря Петрова, она потеряла свое первоначальное назначение и портила фасад, но ее все же решили сохранить.

Правое крыло здания когда-то предназначалось для городской управы. Попасть в помещения исполнительного органа можно было со стороны улицы Пожарского. Теперь этот проход оставили в качестве эвакуационного. В 1990-х, когда часть здания занимал банк «Солидарность», исторические двери заменили на новые.

Сделали они это довольно тщательно и качественно, сохранив подлинный образ и аутентичный материал — дерево. От старых дверей оставили подлинные исторические ручки, — рассказал Игорь Петров.


Парадный вестибюль на площади Минина будет доступен для торжественных мероприятий, а в обычные дни судьи пользуются входом со стороны улицы Большой Покровской. В управлении госохраны ОКН не исключают, что однажды Дворец труда распахнет двери и для большого круга посетителей. Например, как здание Госбанка, который раз в году проводит день открытых дверей.

Наверное, суд как-то решит вопрос коллективного посещения, потому что нельзя скрывать от жителей города такую красоту. Которая была возрождена не для узкого круга служителей Фемиды, а все-таки для более широкой публики, — поделился мнением замглавы управления.

Продажа производственной базы
Продажа складской базы
ЖК «Швейцария Парк»

Все самое интересное читайте у нас в Telegram и ВКонтакте.

Ошибка в тексте Ctrl + Enter

Поделиться и оценить

Теги

Подпишитесь на нашу рассылку
Продажа 30 га под многоэтажное жилье

Читать ещё

Ремонт и дизайн Музей нижегородской интеллигенции должны отреставрировать за пять лет
Собственнику необходимо провести работы по сохранению объекта культурного наследия до мая 2030 года.
Развитие региона Разрушенную мозаику начали реставрировать на фасаде Дома культуры в Володарске
Советское панно «Народное искусство» является памятником монументального искусства.

Комментарии

Комментарий будет опубликован после проверки модератором.
Спасибо за Ваше мнение!

Последние новости

Оцените стоимость своей квартиры бесплатно

Найди свой дом

из 9 185 домов Нижнего Новгорода
Фотографии домов
Планировки квартир
Цены на квартиры
Найти

Первая полоса