Гипермаркет недвижимости
Нижнего Новгорода и области

Город под водой: что не так с нижегородскими ливневками?

1003
Фото: Ольга Кулешова

Никогда такого не было, и вот опять: весна пришла в Нижний Новгород неожиданно. Гигантские сугробы вдоль дорог, напоминающие о сильных снегопадах, внезапно почернели и скорчились, а по улицам побежали ручьи грязной воды. Работа коммунальных служб этой зимой оставляла желать лучшего, несмотря на активное вмешательство проверяющих организаций и личный контроль чиновников. И теперь плюсовая температура принесла с собой глобальное таяние снега… А справятся ли с таким объемом воды нижегородские ливневки?

Печальный опыт

Прошлый год запомнился нижегородцам не только удаленкой и QR-кодами, но и несколькими крупными оползнями. Первое ЧП произошло 18 марта 2020 года, когда из-за схода грунта недоступными для движения транспорта оказались две полосы дороги на Похвалинском съезде.  По данным МКУ «Управление инженерной защиты территорий города Нижнего Новгорода», площадь оползня составила 600 «квадратов», а объем перемещенного грунта — около 1800 кубометров. В инциденте можно было бы винить только геологическое строение склона, но специалисты казенного учреждения признают: сход оползня был спровоцирован водонасыщением грунта, произошедшим вследствие утечки из водопроводной трубы расселенного дома.

Через полтора месяца жителей столицы Приволжья ждали очередные испытания. В начале мая на карте Нижнего Новгорода появились новые озера и реки: после продолжительного ливня под водой оказались улицы Большая Покровская и Ковалихинская, Окский съезд и Чернопрудский переулок. Исключением не стала и улица Алексеевская, в народе — «нижегородская Венеция». Обильные осадки привели к размыву склонов Окского и Похвалинского съезда под гостиницей «Азимут» на улице Заломова. Тогда глава региона Глеб Никитин заявил о необходимости «системно и круглогодично» заниматься ливневой канализацией. Буквально через два дня оползень сошел на склоне возле Нижегородского кремля.

Юрий Шалабаев, исполнявший на тот момент обязанности градоначальника, признал существующую потребность в прочистке ливневой канализации и пообещал выработать комплексное решение проблемы совместно с региональными властями. В конце июля 2020 года стало известно о планах Нижнего Новгорода направить почти 65 миллионов рублей на прочистку и ремонт сетей. Средства выделялись на восстановление 53 аварийных колодцев и ливневок на Алексеевской, Ковалихинской и Гребном канале. В октябре был выбран подрядчик для ремонта ливневки на Алексеевской: компания ООО «Нижегородстройпроект» оценила свои услуги в 39,358 млн рублей и пообещала выполнить поставленную задачу к июню 2021 года.

В минувшем декабре градоначальник Юрий Шалабаев рассказал о намерениях начать модернизацию сети ливневой канализации в Нижнем Новгороде в 2021 году, отметив, что проект необходимого концессионного соглашения уже глубоко проработан.

Фото: Наталия Пылина

Основные проблемы

Протяженность ливневой канализации регионального центра, по сведениям МКУ «Управление инженерной защиты территорий города Нижнего Новгорода», составляет 429,95 километра. Сети изношены на 90%, но это еще не самое печальное: ливневками обеспечена только треть территории миллионника. И это проблема номер один.

По словам директора вышеназванного казенного учреждения Алексея Ежкова, штат МКУ включает всего 52 сотрудника — специалистов слишком мало, чтобы они могли должным образом следить даже за имеющимися ливневками. За второй проблемой следует третья: на мониторинг и прогнозирование в муниципалитете практически не выделяются средства. В качестве исключения в 2021 году предусмотрено финансирование по двум объектам — детсаду № 58 в Верхних Печерах и оползню в Новинках. Выходит, что там, где можно было бы обойтись профилактикой, финансирование предоставляется уже по факту оползней, — власти нанимают подрядчиков и оплачивают ремонт.

Если оползни начнутся, мы деньги найдем на ликвидацию. А деньги на профилактику, на очистку мы никак не находим. Сейчас нужно обращаться к главе города, чтобы выделить в срочном порядке хотя бы на прочистку ливнеприемников.

Николай Сатаев
заместитель председателя городской думы
Нижнего Новгорода

В 2020 году на ремонт нижегородских ливневок было выделено 122 миллиона рублей, 40 из которых направили на ликвидацию последствий оползня у отеля «Азимут». Работы продолжаются до сих пор, и завершить их планируется до конца мая, потратив еще 20 млн рублей. В 2021 году финансирование составило 116 млн рублей. Из них 30 млн рублей предназначено на ремонт коллектора по улице Алексеевской.

На сегодняшний день наиболее проблемными и приоритетными объектами инженерной защиты в Нижнем Новгороде являются гидротехнические тоннели Ржавки, которые находятся в предаварийном состоянии, противооползневые сооружения в районе канатной дороги и берегоукрепительные сооружения в районе площади Ленина на участке от Канавинского моста до улицы Марата, находящиеся в аварийном состоянии.

Алексей Ежков
директор МКУ «Управление инженерной защиты территорий города Нижнего Новгорода»

О плачевном состоянии ливневой канализации областного центра корреспонденту GiperNN говорил и депутат Государственной думы, экс-мэр Нижнего Новгорода Вадим Булавинов, отмечая, что этим вопросом в должной мере никто не занимался уже более десяти лет.

Я абсолютно уверен, что эта тема недостаточно проработана. В прошлом году в администрации города заявляли, что хотят направить на этот вопрос 9 миллиардов рублей по концессии. Думаю, что этого будет недостаточно, с учетом того, что две трети города вообще не имеют ливневки.

Вадим Булавинов
депутат Госдумы РФ,
экс-мэр Нижнего Новгорода
Фото: Ольга Кулешова

Весенний заплыв

Характерные для мая сильные дожди — не единственное испытание для ливневой канализации Нижнего Новгорода. В этом году она пройдет проверку на прочность значительно раньше, когда растает снег. Спасут ли горожан резиновые сапоги или придется доставать лодки для передвижения по улицам, будет зависеть не только от погоды за окном, но и от состояния коллекторов.

Директор департамента благоустройства Нижнего Новгорода Антон Максимов сообщил, что в прошлом году были выявлены коллекторы с заиленностью более 80%, прочистка которых является приоритетной. Сметная документация для проведения работ составлена в двух вариантах: необходимый минимум оценивается в 32 млн рублей, годовой план по прочистке — в 79 млн рублей. В настоящее время заявка на предоставление денежных средств направлена в департамент финансов.

Одним из вопросов, поднятых на заседании профильной комиссии гордумы в марте, стала текущая ситуация с ливневыми колодцами. Депутаты опасаются, что талой воде будет некуда уходить и областной центр окажется перед угрозой настоящего наводнения.

Проедьте по дорогам — все ливневые колодцы находятся подо льдом. Куда потечет вода? Давайте озадачим глав районов, возьмем на контроль, начнем с этого минимума, иначе воде просто некуда будет деваться.

Андрей Дранишников
депутат городской думы
Нижнего Новгорода

Мы поплывем, и заплыв будет достаточно серьезный. Ситуация будет не менее тяжкой, чем со снегом. Кто берет на себя ответственность и будет пытаться объяснить людям, что происходит в Нижнем Новгороде с водой, паводками и этим кошмаром, который ожидается?

Руслан Станчев
депутат городской думы
Нижнего Новгорода

По словам главы департамента благоустройства Антона Максимова, с инженерной защитой уже определены опасные участки, где необходимо организовать работу по вывозу снега в первую очередь. Также главам районов совместно с подрядчиками поручено до конца марта произвести очистку всех ливнеприемных колодцев. Им предстоит выяснить, уходит ли вода или необходимо усилить работы по откачке.

С 17 марта из-за подготовки городских служб к весеннему паводку в Нижнем Новгороде ввели  режим повышенной готовности. Юрий Шалабаев поручил убедиться в полной работоспособности водооткачивающей техники. Например, только в Канавине планируется использовать 30 таких машин и 18 мотопомп. Кроме того, на территории города подготовлены 64 пункта временного размещения граждан, которые могут пострадать в результате повышения уровня воды. В случае необходимости на борьбу со стихией и ее негативными последствиями готовы выйти около 460 человек, задействовав более 170 единиц техники и 10 единиц плавательных средств.

Фото: Ольга Кулешова

Кто виноват и что делать?

За весь прошлый год силами подрядных организаций в Нижнем Новгороде было прочищено около 15 километров ливневок, в том числе на проспектах Ильича и Ленина, а также на улице Родионова. Услуги подрядчиков обошлись городу в 30 миллионов рублей, и сделать больше не удалось из-за нехватки финансирования. При этом, согласно оценкам специалистов, в областном центре следует ежегодно очищать от загрязнений хотя бы 40 километров сетей.

Депутат Госдумы Вадим Булавинов напомнил, что ливневая канализация состоит не только из труб с колодцами: речь идет о гораздо более сложном комплексе, включающем и дренажные системы, и лотки водоотводов. Ее устройство осложняется спецификой рельефов Нижнего Новгорода.

У нас заречная часть подтапливается грунтовыми водами, и необходимо делать водопонижение, содержать в нормальном состоянии все каналы, которые постоянно завалены мусором. Не стоит забывать и о нехватке станций снеготаяния, причем с таким диаметром, чтобы ливневка не забивалась песком, который используется в зимний период для борьбы со снегом. Если мы хотим решить проблему комплексно, необходимо будет строить очистные сооружения. Грязную воду, учитывая песок зимой, наличие тяжелых металлов в воде и прочее, сбрасывать в реки без очистки нельзя.

Вадим Булавинов
депутат Госдумы РФ,
экс-мэр Нижнего Новгорода

Можно сколько угодно обвинять коммунальщиков и представителей городской власти в нежелании приводить ливневки в порядок. Но ведь эта проблема возникла не в 2020 году и даже не в XXI веке. Глава отделения НКО «Городские проекты» в Нижнем Новгороде Алексей Садомовский объяснил, что система ливневой канализации в столице Приволжья давно устарела и нуждается в модернизации.

Причем это важная инженерная инфраструктура, которая должна быть в приоритете, а вместо этого мы выделяем огромные деньги на благоустройство. Почему так расставляются приоритеты, я не могу ответить, но это, конечно, неправильно. Первым делом нужно улучшать базовые вещи, иначе мы рискуем утопить или потерять в оползнях всю ту красоту, на которую тратятся миллиарды. Отличный пример уплывшего вместе с дождями благоустройства мы наблюдали на набережной на Заломова.

Алексей Садомовский
глава отделения НКО «Городские проекты» в Нижнем Новгороде

Эксперт рассказал, что изобрести универсальный способа очистки дорог до сих пор никому не удалось. Даже в государствах с большим бюджетом, например в Канаде, Швеции и Норвегии, обильные снегопады создают серьезные проблемы.

Какой-то хитрости в строительстве ливневой канализации нет. Просто ее нужно периодически обновлять и обслуживать, достраивать под растущие потребности города — это стоит денег. В целом снег надо чистить вовремя, когда он еще не успевает превращаться в толстый лед. А на магистральных улицах с большим потоком обязательно нужно использовать реагенты, чтобы не создавалось наледи, — продолжает Алексей Садомовский.

Также глава отделения НКО «Городские проекты» в Нижнем Новгороде предложил городу рассмотреть идею организации так называемых дождевых садов. Эти зеленые территории, в которые направляются ливневые стоки, одновременно позволяют снизить нагрузку на основную систему канализации и создают эстетически привлекательные ландшафты. Подобные решения уже давно используются в странах Европы, Соединенных Штатах и Канаде.

Фото: Наталия Пылина

Но пока мировой опыт не стал для нас ориентиром, Нижний Новгород разработал собственный проект модернизации ливневок в рамках программы развития ВЭБ.РФ.

Готовя программу развития, мы подошли к вопросу комплексно: проанализировали существующую сеть, учли все имеющиеся возможности, включили в нее перспективный план развития города. Считаю, что при реализации этой программы, которая включает обновление сетей ливневой канализации и строительство очистных сооружений, мы сможем развивать Нижний Новгород как современный город с современной инфраструктурой.

Юрий Шалабаев
мэр Нижнего Новгорода

Заявление первого лица города-миллионника, особенно в контексте столь масштабной программы, как ВЭБ.РФ, не может не обнадеживать. Возможно, когда-то Нижний Новгород будет обеспечен ливневками не на треть, а на 100%, и «на Марсе будут яблони цвести»… А пока горожане продолжают жаловаться на неубранный снег во дворах и с опаской смотрят на растущий столбик термометра. Пересядут ли нижегородцы на лодки этой весной или обойдутся резиновыми сапогами — вопрос еще остается открытым.

Ошибка в тексте Ctrl + Enter

Поделиться и оценить

Теги

Подпишитесь на нашу рассылку

Читать ещё

Ремонт и дизайн Ремонт 2,5 км трамвайных путей планируется в Нижнем Новгороде в 2021 году
Работы позволят снять скоростные ограничения и сократить интервал движения трамваев.
Ремонт и дизайн Два участка проспекта Гагарина в Нижнем Новгороде отремонтируют в 2021 году
Будет восстановлена дорога между площадью Лядова и кинотеатром «Электрон».
Ремонт и дизайн Восстановление ограды Печерского монастыря завершается в Нижнем Новгороде
Вместе с ней оканчивается воссоздание северо-западной башни старинной обители.

Комментарии

Комментарий будет опубликован после проверки модератором.
Спасибо за Ваше мнение!
Александр
3 апреля 2021 в 12:05
Самый лучший мэр Нижнего Новгорода за все времена, это был Вадим Булавинов! Люди до сих пор вспоминают его с благодарностью.
Александр
1 апреля 2021 в 16:24
О ливневой канализации говорить не уместно, потому что её в городе нет. Ведь даже на чистой земле её не делают, а строят сразу дома, лишь бы деньги хапнуть. А строительство города надо начинать со строительства подземной инфраструктуры. Ливневая канализация будет работать только тогда, когда диаметр ливневых тоннелей будет не меньше трёх метров. Эти тоннели можно и почистить и проложить в них другие инженерные коммуникации. А для этого нужен чёткий ген.план развития города.
Показать ещё 1 комментарий

Последние новости

Оцените стоимость своей квартиры бесплатно

Найди свой дом

из 8 984 домов Нижнего Новгорода
Фотографии домов
Планировки квартир
Цены на квартиры
Найти

Первая полоса