В Нижнем Новгороде два года строят террасный парк в Почаинском овраге. Это будет современное пространство с прогулочными аллеями, смотровыми площадками, обновленным Студенческим мостиком и местами для отдыха. Парк хотели обустроить к началу ноября, но пока работы далеки от завершения. Недавно срок действия контракта сдвинули на конец 2026 года.
Овраг по-прежнему обнесен забором, а за ним рабочие сооружают подпорные стенки, строят мост и пешеходный тоннель под Лыковой Дамбой. Как продвигаются работы, выяснил корреспондент GIPERNN.RU.
Инженерная подготовка
Почаинский овраг протянулся более чем на километр между улицей Большой Покровской и Скобой, Лыкова дамба делит его на две части — южную и северную. Развивать их планируется в две очереди. Работы начались в декабре 2023 года, генподрядчиком выступает ГП НО «ДиРОН».
Контракт с компанией заключили на сумму 2,96 млрд рублей, из которых фактически оплачено 2 миллиарда. При этом подрядчик исполнил обязательства на 46 миллионов, а в целом создание парка может обойтись в 4,5 млрд рублей.
Больше всего рабочих и техники сейчас можно увидеть в северной части оврага. Здесь раскопаны траншеи, разложены стройматериалы и огромные трубы — специалисты перекладывают дождевой коллектор от Лыковой дамбы до улицы Почаинский Овраг. В южной части, которая тянется от Малой Покровской, реконструкция ливневки уже завершилась.
Как ранее выяснили эксперты ННГАСУ, старые инженерные сети находились в аварийном состоянии, поэтому их решили заменить. Новый коллектор устраивают из полимерных труб с электросварными муфтами, а для сбора и отвода грунтовых вод предусмотрена дренажная сеть.
Чтобы защитить будущий парк от оползней, в Почаинском овраге укрепляют склоны. Для этого специалисты строят подпорные стенки вдоль будущих дорог и тропинок, а также устраивают нагельные поля. К середине сентября эти работы были выполнены более чем на 75%. Сейчас подпорные стенки устраивают на участке вдоль улицы Академика Харитонова.
Пешеходный тоннель
Две части оврага соединит пешеходный тоннель, который пройдет под Лыковой дамбой. Он позволит гуляющим перемещаться по парку, не выходя в шумный город.
К октябрю тоннель был готов более чем наполовину: подрядчик устроил его железобетонный лоток и забетонировал стены. Параллельно проводилась гидроизоляция. Устройство перекрытия собирались начать, когда бетон наберет прочность.
Для бетонирования тоннеля ГП НО «ДиРОН» подготовил котлован и устроил шпунтовое ограждение: возможно, именно его сейчас можно увидеть в южной части стройплощадки. С этой стороны тоннель уже выглядит как открытый проход под дамбой, а противоположное отверстие занимают сваренные металлические конструкции.
Новый Студенческий мостик
Минувшим летом в Университетском переулке начали строить новый пешеходный мост. Он появится на месте легендарного Студенческого мостика, который решили разобрать из-за аварийного состояния.
Этой осенью специалисты устраивали фундаментные ростверки будущей переправы. Еще раньше на стройплощадку завезли металлические части моста, но собирать их начнут, когда фундамент наберет нормативную прочность.
Мост хотели достроить в ноябре 2025 года, однако в реальности это может произойти позже. Во время визита на стройплощадку никакой активности у переправы мы не заметили. Металлические детали по-прежнему лежат в тальвеге и ожидают сборки.
Дорожки и благоустройство
После благоустройства Почаинский овраг должен стать доступным для пешеходов. Сейчас рабочие используют временные деревянные лестницы, но в дальнейшем на склонах появятся комфортные спуски, а по всей территории оврага протянутся артерии пешеходных дорожек. Они сформируют прогулочный маршрут внутри парка и свяжут его с городом. Для людей с ограниченными возможностями будет предусмотрен лифт.
В овраге обустроят амфитеатр с павильоном и туалетами, небольшой пруд, детскую площадку и скейт-парк. На разных участках склонов расположатся смотровые площадки, а благодаря новым деревьям парк должен стать оазисом среди городской застройки.
Но непосредственно благоустройство начнется лишь когда завершится техническая подготовка. Сейчас в овраге ведется планировка склонов, подрядчик устраивает свайное основание амфитеатра. К площадке, где он появится, протянулась дорожка с улицы Грузинской.
Важной частью проекта станет новая 460-метровая автомобильная дорога по улице Архитектора Харитонова. Она будет состоять из двух участков: от улицы Малой Покровской до Университетского переулка и от улицы Грузинской до улицы Октябрьской. Вдоль будущей двухполосной дороги в данный момент устраивают тротуары.
Почему сдвинулись сроки?
По новым условиям контракта все работы необходимо завершить к 10 ноября 2026 года. Сроки скорректировали по просьбе подрядчика: по информации ГП НО «ДиРОН», для этого было три причины.
Первая — длительная передача стройплощадки. Когда началось строительство террасного парка, несколько зданий в Почаинском овраге еще не успели изъять для сноса. Их собственников не устроил размер компенсаций, которые назначила мэрия Нижнего Новгорода.
Решение об изъятии недвижимости АО «Реконструкция» в Лудильном переулке, 10 суд принял летом 2024 года. Жилой дом № 4 расселили в феврале 2025-го, а поручение о сносе подрядчик получил только в мае.
Сыграла роль и ошибка заказчика: МКУ «ГУММиД» предоставил некорректные документы для передачи 14,3 га территории, и ему пришлось устранять замечания. Кроме того, на площадке обнаружили электросети ПАО «Россети», которые требуется вынести перед началом благоустройства.
Вторая причина переноса сроков — отсутствие разрешения на строительство. Сначала подрядчик мог работать только на четверти территории и только в декабре 2024 года получил документ на весь Почаинский овраг.
Наконец, третья причина — необходимость скорректировать проект. Изменения коснулись в том числе бомбоубежища, которое сперва хотели снести как бесхозную постройку, но потом решили сохранить. Кроме того, первоначальная документация не учитывала инженерные сети у домов № 72, 74, 78 по улице Ильинской: их тоже придется переносить.
Минград Нижегородской области согласовал корректировки только в конце июня. Теперь проект должен в очередной раз пройти госэкспертизу.
Сколько времени требуется на создание парка?
Объяснения подрядчика вряд ли вызовут у кого-то удивление: неучтенные сети и проблемы с изъятием имущества сорвали не одну стройку в Нижнем Новгороде. Однако, как считает руководитель экоцентра «Дронт» Асхат Каюмов, на создание парка изначально закладывали нереалистично короткие сроки. И неизвестно, уложится ли подрядчик к следующему ноябрю.
Сейчас нужно установить реальные сроки, чтобы не было гонки с криком: «Пятилетку — за три дня», в этом случае качество упадет однозначно. Но важно найти золотую середину, чтобы парк не превратился в долгострой, — говорит эколог.
По словам эксперта, исполнитель должен определить объективные сроки для завершения всех технических работ и заложить целый летний сезон на озеленение. Деревья и кустарники лучше сажать весной, чтобы летом обеспечить за ними хороший уход.
Если к весне подготовят территорию, у нас будет сезон на озеленение в следующем году. А если там трактора будут гулять, как на полянке, мы ничего не сможем посадить. Конечно, можно это сделать осенью, но потом подрядчик будет пересаживать по гарантии, — считает Асхат Каюмов.
Без трамваев и деревьев
Пока идут работы, нижегородцам приходится мириться с неудобствами. Отсутствие пешеходного мостика буквально разделило улицы Большую Покровскую и Ильинскую — горожане обходят овраг по Малой Покровской или Добролюбова.
Строительство парка совпало с масштабной реконструкцией трамвайных путей, и уже больше полутора лет Нижний Новгород остается без маршрута № 2 «Городское кольцо». Пока под Лыковой дамбой сооружали тоннель, замена путей на этом участке откладывалась. К работам приступают только сейчас и рассчитывают завершить к декабрю.
Не обошлось и без перекрытий: движение по улице Добролюбова сейчас разрешено только в сторону Ильинской, а улица Почаинский Овраг уже несколько месяцев полностью закрыта для транспорта.
Еще нижегородцев расстраивает, что обширная зеленая территория, где когда-то пели соловьи, лишилась большей части деревьев. Сейчас Почаинский овраг больше напоминает огромный котлован, чем парк для отдыха и активных прогулок.
Деревья выкорчевали в двух огромных оврагах, мост уничтожили и городское кольцо без трамваев второй год! Такой замечательный результат! Как же мало у нас зон отдыха! — сетует в соцсетях Надежда М.
По словам Асхата Каюмова, архитекторы ННГАСУ, готовившие проект, изначально предлагали сохранить около 30% деревьев. Однако во время укрепления склонов было утрачено гораздо больше 70% насаждений. Тем не менее у благоустройства есть свой плюс: высвобождается земля, на которой снова смогут расти деревья.
Сейчас остается большое количество территорий, которые нам обещают засадить чем-то красивишным. А потом, когда кончатся деньги на благоустройство, в овраге снова вырастет то, что там должно расти. Природа сама все восстановит, у нее времени много. Главное, чтобы поверхность не залили бетоном, — подытожил Асхат Каюмов.










































































































































































































