Top.Mail.Ru
Гипермаркет недвижимости
Нижнего Новгорода и области

Строительство ВСМ Санкт-Петербург — Москва — Нижний Новгород: от проекта к реализации

2804
Источник: АО «Скоростные магистрали»

Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры Нижнего Новгорода, охватывающая период до 2030 года, предусматривает реализацию множества крупных проектов, включая ремонт участков автодорог, реконструкцию трамвайных путей и даже продление линии метрополитена. Но, пожалуй, самым значимым для нижегородцев новшеством может стать строительство первой в России высокоскоростной железнодорожной магистрали.

Впервые о том, что в РФ появится ВСМ, федеральные чиновники начали говорить в 2013 году. Однако, когда проектная документация уже была готова, руководство страны вдруг усомнилось не только в эффективности выбранного маршрута, но и в целесообразности самого строительства высокоскоростной магистрали.

В январе 2020 года ситуация начала проясняться: глава РЖД Олег Белозеров подтвердил намерение запустить ВСМ Санкт Петербург — Москва — Нижний Новгород. Планируется, что поезда со скоростью 350−380 км/ч поедут через столицу Приволжья уже в 2026 году. Но насколько реальными окажутся эти планы?

Источник: АО «Скоростные магистрали»

Что известно о проекте 

За годы обсуждения проекта о высокоскоростной магистрали говорили и писали очень много. Изначально предполагалось, что железная дорога соединит Москву и Казань, а одна из ее станций расположится в районе нижегородского аэропорта. В перспективе не исключалась и возможность продления путей до Екатеринбурга.

В вышеупомянутой Программе комплексного развития транспортной инфраструктуры Нижнего Новгорода указано, что у аэровокзала Стригино появится транспортно-пересадочный узел для перераспределения пассажиропотоков между железнодорожным и автомобильным. ТПУ будет состоять из вокзала, служебных зданий, автостоянок, автобусных остановок, торговых и деловых объектов.

В РЖД подсчитали, что общий объем инвестиций в ВСМ составит 2,3 трлн рублей, 1,59 трн рублей из которых пойдет на строительство участка Петербург-Москва  (протяженность 659 км) и 530 млрд рублей — на участок Москва-Нижний Новгород  (421 км). Также расходы предусмотрены на проектирование первого отрезка магистрали, соединяющего две столицы. О том, что железную дорогу для скоростных поездов планировалось проложить до Казани, почему-то говорить перестали.

Источник: АО «Скоростные магистрали»

 В середине декабря 2019 года премьер-министр Татарстана Алексей Песошин подписал постановление о снятии ограничений на использование земель, ранее зарезервированных под строительство ВСМ Москва — Казань. Причиной такого решения в документе называется «истечение срока их резервирования для государственных нужд». Принятые меры в обществе были трактованы как отказ от реализации проекта по данному маршруту.

Однако заместитель руководителя пресс-службы президента РТ Лилия Галимова пояснила, что законотворцы уже готовят документ о пролонгации постановления. К слову, глава Республики Рустам Минниханов ранее сообщал, что сожалеет об отсутствии подвижек по строительству высокоскоростной магистрали. В то же время президент назвал более важной для Татарстана устройство платной трассы от Москвы до Казани, ввод которой намечен на 2024 год.

Источник: ГК «Автодор»

Позиция чиновников

Когда о строительстве ВСМ только начинали говорить в Москве, стоимость ее строительства оценивалась в 982 миллиарда рублей. Предполагалось, что магистраль, соединяющая российскую столицу с Казанью, будет введена в строй к 2018 году. Но судьба проекта оказалась не такой простой, как задумывалось изначально: из-за разногласий на высшем уровне объем инвестиций пришлось пересчитать, а сроки устройства высокоскоростной железной дороги — сдвинуть на несколько лет.

Стоит отметить, что идея создания ВСМ изначально была воспринята министерствами неоднозначно. С каждым годом главы ведомств, отвечающих за бюджет, все чаще критиковали данную инициативу. Например, в конце 2018 года глава Минфина Антон Силуанов выражал сомнение в экономической эффективности ВСМ. По его словам, проект необходимо реализовывать там, где можно рассчитывать на большое скопление людей, поэтому строительство магистрали Москва-Казань попросту нецелесообразно. Из столицы РФ в столицу Татарстана можно добраться воздушным транспортом, и этого вполне достаточно на сегодняшний день, заявлял чиновник.

Между Москвой и Питером — я еще понимаю. Даже есть оценки специалистов, где такие проекты могут быть выгодны и могут окупать текущее содержание, — отмечал министр.

Источник: АО «Скоростные магистрали»

Несколько месяцев спустя, в марте 2019 года, к критикам проекта присоединился и президент России Владимир Путин. Глава государства усомнился в необходимости строительства ВСМ Москва — Нижний Новгород, хотя к этому моменту РЖД уже несколько лет работали над данным проектом. Российский лидер озвучил предположение, что логичнее было бы соединить высокоскоростной ж/д Москву и Санкт-Петербург, поэтому специалисты взяли в работу и это направление. 

В октябре 2019 года начальник центра организации скоростного и высокоскоростного сообщения РЖД Дмитрий Катцын сообщил, что участок Москва — Нижний Новгород все-таки планируется запустить к 2024 году, а к проектированию участка, соединяющего две столицы, специалисты готовы приступить в ближайшее время, чтобы линия начала эксплуатироваться в 2026 году. По итогам строительных работ в стране должна появиться специализированная электрифицированная двухпутная линия для движения составов со скоростью 200−400 километров в час.

По Москва — Нижний Новгород проектирование завершено и получено положительное заключение Главгосэкспертизы, по Санкт-Петербург-Москва, где мы только готовимся к проектированию, рассматриваем четыре варианта трассы, — заявлял Дмитрий Катцын.

Источник: АО «Скоростные магистрали»

Финансовый вопрос

Строительство железнодорожной высокоскоростной магистрали во многом зависит от того, какая сумма на прокладку путей будет предоставлена бюджетом. В конце октября 2019 года глава Минфина Антон Силуанов сообщил о том, что федеральный центр готов выделить средства только на ВСМ от Санкт-Петербурга до Нижнего Новгорода, а на финансирование строительства участка до Казани можно и не рассчитывать.

Напомним, в начале 2019 года министр придерживался точки зрения неокупаемости проекта: он приводил в пример расчеты, согласно которым только за поездку от Москвы до Владимира пришлось бы отдать 4 тысячи рублей. На сегодняшний день преодолеть это расстояние на простой скоростной электричке можно, потратив на билет почти в десять раз меньше. Ближе к осени министр финансов пересмотрел свои взгляды и согласился, что ВСМ до Нижнего Новгорода построить все-таки можно. По мнению экспертов, ежегодно петербуржский участок будет востребован 30,6 миллионами человек в год. Нижегородский участок будут использовать как минимум 16,8 млн пассажиров. Транзитный пассажиропоток оценивается в 662 тысячи человек.

В конце ноября 2019 года ведущие российские СМИ растиражировали заявление заместителя министра Андрея Иванова, сообщившего, что Минфин не даст денег на ВСМ Петербург — Москва. Об этом чиновник рассказал в кулуарах форума «Инфраструктурные инициативы бизнеса». По его словам, в «федеральной команде» уже принято решение по трассе между двумя столицами и этот инфраструктурный проект не требует привлечения дополнительных средств из казны. Подразумевается, что на его реализацию хватит финансирования, предусмотренного долгосрочной программой развития РЖД.

Также в ноябре прошлого года Владимир Путин говорил о том, что проект ВСМ должен быть детально проанализирован на предмет его экономической эффективности. Не исключено, что в России вообще не будут развивать высокоскоростное движение по железным дорогам, отдав предпочтение скоростному.

Источник: АО «Скоростные магистрали»

Ранее сообщалось, что проект претендует не только на капитальные гранты общим объемом 400 млрд рублей, но и на субсидирование купона по зеленым облигациям на 275 млрд руб. В качестве внебюджетных источников рассматривались вливания инвестора — консорциума   «Немецкая инициатива», меморандум о сотрудничестве с которым РЖД подписало в конце этого лета. Широкой аудитории предприятие известно по входящим в его состав компаниям Siemens и Deutsche Bank.

В начале декабря 2019 года   «Интерфакс», ссылаясь на осведомленные источники сообщил о том, что вложения ОАО «Российские железные дороги» в ж/д магистраль Москва — Санкт-Петербург в рамках инвестиционной программы 2020 года могут увеличиться на 1,258 млрд рублей. Обновленный проект финансового плана организации закладывает на следующий год расходы в объеме 13,2 млрд рублей, хотя месяцем ранее речь шла о 11,9 млрд рублей. Знакомые с ситуацией информаторы утверждали, что средства будут направлены на подготовку проектной документации, документации по планировке и межеванию территории, а также инженерно-изыскательские работы.

Источник: АО «Скоростные магистрали»

Что даст ВСМ нижегородцам?

Реализация проекта ВСМ, как ожидается, позволит значительно сократить время в пути от Нижнего Новгорода до Москвы. Добраться в белокаменную из столицы Приволжья можно будет всего за два часа. Сегодня минимальное время в пути на данном маршруте занимает на час больше времени.

Источник: Программа комплексного развития транспортной инфракструктуры Нижнего Новгорода до 2030 года

Предполагается, что на высокоскоростной «железке» поезда смогут развивать скорость до 400 км/ч. Ученые даже создали для этих целей специальный контактный провод.

Он обладает предельно высокими показателями электропроводности и механической прочности по сравнению с мировыми аналогами, что позволяет оптимизировать потребление электроэнергии в контактной сети, — сообщили 16 декабря в пресс-службе   «Наноэлектро»  («Роснано»).

Предлагаемое ноу-хау планируется протестировать на опытном участке ВСМ   «Боголюбово — Второво»  (Владимирская область).

Пока столичные чиновники продолжают обсуждать с работниками РЖД возможные маршруты и тонкости финансирования высокоскоростной железной дороги, простые граждане постепенно расстаются с иллюзиями относительно реализации проекта. Например, генеральный директор ООО «Радио-Резонанс» Иван Юдинцев считает, что любая ВСМ у нас   «постепенно деградирует до „Ласточки“». По его мнению, в Нижнем Новгороде совершенно зря отказались от «Буревестника»:

Так что занимайте поскорее очередь в странный туалет — большой, но один на несколько вагонов, получивший от пассажиров меткое прозвище  «Ласточкино гнездо». И живите воспоминаниями о кино в пути и о бесплатном водопое в каждом вагоне, — сетует нижегородец.

Представитель редакции   «Репортер НН» Александр Седов на своей странице в соцсети Facebook пишет:

ВСМ, ВСМ… Обещали столько лет — и где она? Теперь понятно, в чем разница между Анной Карениной и нижегородцами. Она своего поезда дождалась, а мы — нет.

По его словам, жителям нашего города можно не ждать высокоскоростной магистрали, поскольку на нее точно не хватит денег. В лучшем случае ВСМ построят в направлении Москва-Петербург, считает он, и то — с долей скепсиса.

Источник: АО «Скоростные магистрали»

Справедливости ради стоит отметить, что не все участники обсуждений проекта в Сети поддерживают идею прокладки высокоскоростной магистрали до Нижнего Новгорода. Например, гендиректор компании   «АвтоСуши» Юрий Подгорнов предположил, что ВСМ будет рентабельна исключительно на длинных маршрутах, в частности от Москвы до Сибири.

Между тем бывший вице-премьер РФ Максим Акимов как раз-таки и высказывался на тему строительства не одной железнодорожной ветки с высокими скоростями, а целой сети таких дорог:

Невозможно построить чуть-чуть ВСМ — и потом остановить строительство сети. Мы либо решаемся на этот шаг, и тогда это программа на десятилетия, то есть и в южном направлении, и в Европу, и будет расширяться на восток, либо мы вообще откажемся от того, что будем иметь высокоскоростное движение на нашей территории.

Пока РЖД разрабатывают документацию по разным участкам ВСМ, а президент призывает просчитать экономическую эффективность эксплуатации инновационной ж/д, ставя под сомнение целесообразность строительства высокоскоростной магистрали, судьба проекта по-прежнему под вопросом. Остается надеяться, что идея совершенствования транспортной системы РФ не будет признана ошибочной, а уже вложенные в подготовку к ее воплощению в жизнь средства не окажутся выброшенными на ветер.

Продажа земельного участка
Продажа проекта
Продажа здания на Стрелке 990 кв. м
Ошибка в тексте Ctrl + Enter

Поделиться и оценить

Теги

Подпишитесь на нашу рассылку
Аренда помещения пл. 1300 кв. м
Продажа здания под лабораторию
Продажа производственно-складских баз

Читать ещё

Развитие региона Госэкспертиза одобрила четвертую очередь дублера проспекта Гагарина
Положительное заключение на проект и результаты инженерных изысканий получено 25 апреля.
Развитие региона Проект новой канатной дороги через Оку в Нижнем Новгороде представят в мае
К строительству переправы планируется приступить до конца 2024 года: работы начнутся после того, как проектно-сметная документация пройдет госэкспертизу.
Развитие региона Проектирование дороги к усадьбе в Подвязье может начаться в 2024 году
Сейчас техническое задание на разработку проекта дороги проходит экспертизу.

Комментарии

Комментарий будет опубликован после проверки модератором.
Спасибо за Ваше мнение!

Последние новости

Оцените стоимость своей квартиры бесплатно

Найди свой дом

из 9 155 домов Нижнего Новгорода
Фотографии домов
Планировки квартир
Цены на квартиры
Найти

Первая полоса