Top.Mail.Ru
Гипермаркет недвижимости
Нижнего Новгорода и области

Возвращение фуникулера. Зачем он нужен в Нижегородском кремле?

6599

В Нижнем Новгороде бабье лето — прекрасное время для прогулок по центру, который особенно красив золотой осенью. Совсем недавно в Нижегородском кремле возродили фуникулер. Это технически сложное сооружение одновременно является и транспортом, и туристическим аттракционом, и даже площадкой для торжественных мероприятий. Подъемник забирает пассажиров у стен крепости и по рельсам доставляет наверх за считанные минуты.

Фото: Анна Синаревская

Реализация проекта — от задумки до открытия — заняла пять лет. И вот, наконец, все желающие получили возможность прокатиться на кремлевском фуникулере, как это делали нижегородцы на рубеже XX и XIX веков. Зачем он нужен городу и почему на его восстановление не пожалели миллиардов? Давайте вспомним эту историю от начала до конца.

Первый в России элеватор

Фуникулер в Нижнем Новгороде — первый в России — был построен в 1896 году «Финляндской компанией легкого пароходства» петербургского предпринимателя фон Гартмана к Всероссийской промышленной и торговой выставке. Точнее, таких сооружений было два, и называли их тогда элеваторами: кремлевский пролегал от храма Рождества Иоанна Предтечи до станции внутри кремля возле Часовой башни, похвалинский — вдоль одноименного съезда.

Протяженность пути кремлевского элеватора составляла 131 метр. Он работал без электричества, используя принцип «верхнего поезда»: резервуар верхнего вагона наполнялся водой, и под тягой большого веса направлялся вниз. У нижнего вагона опустошалась цистерна, и он начинал движение ввверх. Каждый вагончик был разделен на две части по классам: были как сидячие, так и стоячие места.

Фото из собрания НГИАМЗ и ГАрхАДНО

После начала Первой мировой войны появились сложности с поставкой комплектующих из Германии, и это отразилось на работе элеватора. Далее последовал простой, связанный с Октябрьской революцией и гражданской войной. Тем не менее этот транспорт пережил падение Российской империи и застал первые годы СССР — фуникулер закрыли лишь в 1926 году. Пусть с перерывами, но элеватор проработал 30 лет, а отказаться от него решили только потому, что в городе уже была хорошо развита трамвайная сеть.

Во время Великой Отечественной войны объект использовался как бункер спецсвязи, потом в тоннеле организовали склад. В послевоенное время при благоустройстве территории вокруг кремля была снивелирована линия пути кремлевского элеватора, сам тоннель засыпали, а место, где он проходил под кремлевской стеной, заложили кирпичами.

Фото из собрания НГИАМЗ и ГАрхАДНО

Вопрос восстановления элеватора периодически поднимался еще с советских времен, но конкретные очертания идея приобрела в 2019 года: тогда было официально заявлено, что в кремле снова появится фуникулер, и это будет перерождение того самого элеватора. Правда, в усовершенствованном виде, с использованием современных технологий. Реализацию оценили примерно в 500 млн рублей, а открыть фуникулер планировали в 2021 году — к 800-летнему юбилею Нижнего Новгорода. Но путь оказался более тернистым, чем представлялось изначально.

Трудная пятилетка

Восстановление фуникулера стало очень сложной с технической точки зрения задачей. Нужно отметить, что данный вид транспорта достаточно редкий, а таких конструкций, как в Нижнем Новгороде, в России больше нет. В нашем случае речь идет о тоннеле, проходящем под стенами древнего сооружения, — кремля. И здесь самой главной задачей было не навредить памятнику архитектуры.

Первым этапом реализации проекта стали археологические раскопки. Их начали в 2019 году на площади около 500 «квадратов». Тогда специалисты обнаружили старинную водонапорную башню, которая была частью исторического элеватора, и это окончательно определило расположение верхней станции будущего фуникулера.

Фото: пресс-служба губернатора и правительства Нижегородской области

Далее последовала инженерная подготовка территории, которая потом велась параллельно со строительством: как оказалось, склоны кремля находятся в аварийном состоянии и страдают от оползней. В итоге была выполнена противоэрозионная защита склонов: их укрепили с помощью сотен свай и 7 подпорных стен.

Обезопасили и само строение: в стену кремля между Северной и Часовой башнями сделали более 8 тысяч инъекций, а также забетонировали 93 сваи для усиления фундамента стены и башен непосредственно в зоне фуникулера. Губернатор Нижегородской области Глеб Никитин отметил, что это было необходимо в любом случае.

Укрепительные работы были проведены, так что сейчас, даже если полностью убрать землю, стена все равно будет стоять. Для нас было крайне важным ни в коем случае не поставить под угрозу сохранность крепости. Ученые, историки, реставраторы, архитекторы, строители провели огромную работу, — подчеркнул глава региона.

Фото: Анастасия Малышева

Строительством фуникулера занималось государственное предприятие Нижегородской области по достройке и реставрации объектов недвижимости (ГП НО ДиРОН). Работы начались в 2021 году: к этому времени транспортное оборудование уже было закуплено у австрийской компании.

Перенос сроков в правительстве объяснили тем, в проект приходилось вносить изменения — например, в связи с обнаружением фундамента водонапорной башни. А в 2023 году, когда работы были близки к завершению, обнаружился дефект бетонирования и гидроизоляции тоннеля. Это привело к решению отложить завершающие работы по его отделке и монтажу вагончика. Летом 2024 года стало известно, что фуникулер достроен, сдан в эксплуатацию и готовится к открытию. И, наконец, 15 сентября он полноценно заработал.

Как выглядит и работает новый фуникулер

Поездка на новом кремлевском фуникулере — это маленькое путешествие, которое позволяет после прогулки по Нижне-Волжской набережной или улице Рождественской за считанные минуты оказаться внутри крепости. Или же наоборот — быстро спуститься из кремля к Волге.

Фото: Анна Синаревская

Под склонами, возле церкви Рождества Иоанна Предтечи, расположена нижняя станция фуникулера. Внешне она сильно напоминает ту, что существовала в XIX веке: резной деревянный фасад, заостренная крыша и шпили на ней. Ее архитектурный облик восстанавливался по фотографиям и чертежам старого кремлевского элеватора. Обстановка внутри — минималистичная, в ретро-стиле. Площадь здания — 391 квадратный метр.

Между двумя станциями — трасса протяженностью более 130 метров. В нее входят открытая часть и тоннель, расположенный на прежнем месте под стеной Нижегородского кремля. Также восстановлен мостик с кладкой стен историческим кирпичом. Один вагон может перевезти до 40 пассажиров, длительность поездки в одну сторону — 2 минуты. Пропускная способность фуникулера составляет 120 человек в час в одном направлении.

Фото: Анна Синаревская

Верхняя станция вдвое больше нижней по метражу, ее площадь чуть менее 850 «квадратов». Для этого здания выбрано контрастное архитектурное решение: современный дизайн, много стекла и металла, футуристичный интерьер. Изюминка пространства — тот самый фундамент старинной водонапорной башни, который можно увидеть через стеклянный пол в холле. Артефакт подчеркнули мягким теплым светом — он выглядит как бассейн под ногами.

Станция внутри кремля, благодаря большой площади и панорамному остеклению, может использоваться как красивая площадка для праздничных мероприятий. Например, в холле с прозрачным полом в день открытия фуникулера прошла торжественная церемония росписи трех пар — в дальнейшем эту практику планируют продолжать.

С помощью фуникулера мы планируем усилить «свадебную» ориентацию кремля, хотя молодожены сюда и так приезжали. Сейчас пары могут подняться в крепость на фуникулере, пройти таинство венчания, посетить Вечный огонь, памятник князю Дмитрию Донскому и его жене Евфросинии — покровителям супружества. Рядом прекрасная смотровая площадка, откуда открываются великолепные виды на город, — рассказал губернатор Глеб Никитин.

Фото: Анна Синаревская

Купить билет на фуникулер можно за 200 рублей на любой из станций — в кассе, через специальный терминал или онлайн. Не исключено, что в дальнейшем тарифная политика будет пересмотрена и станет более гибкой.

Зачем Нижнему Новгороду фуникулер?

В воссоздание кремлевского элеватора вложено много времени, сил и денег: итоговая сумма затрат составила 1,8 млрд рублей. Но нижегородцы восприняли его открытие неоднозначно, критики вылилось достаточно. Многих возмутила стоимость: 200 рублей — немало для двухминутной поездки, особенно если речь идет о пенсионерах или людях с ограниченными возможностями здоровья. А именно для них такой транспорт наиболее удобен.

Большой размер инвестиций также вызвал волну негодования, ведь в городе много нерешенных насущных проблем: разбитые дороги, нехватка общественного транспорта, дефицит социальной инфраструктуры. Из года в год откладывается реализация таких важных проектов, как, например, строительство онкоцентра.

Фото: Анна Синаревская
Почти 2 миллиарда на «игрушку»! Ну как можно, если в социальной сфере — непаханое поле! — написал один из нижегородцев в соцсети. И таких комментариев масса. 

Но изначально в правительстве региона не скрывали, что этот проект — имиджевый, то есть направлен на повышение туристической привлекательности города и конкретно кремля. Быстрой окупаемости от него не ждут, серьезных транспортных задач он не решает. Так в чем же «фишка»?

В последние годы мы можем наблюдать, как музейно-туристическое направление в развитии Нижегородского кремля выдвигают на первый план. Кроме того, упорно ходят слухи, что со временем чиновники и вовсе покинут крепость — в районе площади Сенной для этого планируется построить правительственный квартал. Например, десятый корпус уже освободили под филиал Русского музея, который должен открыться в следующем году. Таким образом, из административного центра кремль в перспективе превратится в «город музеев».

Фото: Анна Синаревская

И в этом случае фуникулер вполне может стать удачным дополнением — одним из элементов местной самобытности, работающим в комплексе с другими «магнитами» кремля. Что, впрочем, не отменяет его практического удобства: подняться в культурное сердце города за две минуты — совсем не лишнее при сложном для пешехода нижегородском рельефе.

Стоил ли проект потраченных денег, времени и сил? Сделайте вывод сами, опробовав «старый новый» транспорт. Это тот самый случай, когда личные впечатления — и есть правильный ответ.     

КД "Резиденция" на Белинского
Производственные площади

Все самое интересное читайте у нас в Telegram и ВКонтакте.

Ошибка в тексте Ctrl + Enter

Поделиться и оценить

Теги

Подпишитесь на нашу рассылку
Продажа арендного бизнеса 13 0000 кв.м
База отдыха на Горьковском море
Продажа участка 43 га под коттеджный поселок

Читать ещё

Развитие региона Проект паркинга возле Нижегородского кремля разрабатывают больше года
Сроки строительства автостоянки пообещали назвать после получения заключения госэкспертизы на документацию.
Бизнес и инвестиции ФАС внесла в черный список перевозчика маршрута А-36 в Нижнем Новгороде
Компания ООО «Автоспутник» будет числиться в реестре недобросовестных поставщиков в течение двух лет.
Развитие региона Четыре светофора планируется установить в Нижнем Новгороде в 2025 году
Еще один — на улице Культуры — уже реконструировали по просьбе местных жителей.

Комментарии

Комментарий будет опубликован после проверки модератором.
Спасибо за Ваше мнение!
Екатерина
3 октября 2024 в 01:08
Это хорошо что вернули исторический объект,хоть и в современном виде,смотрится он очень хорошо,удобен.Только вернулась из Нижнего,поднималась на нем.Кремль очень понравился,особенно тем что он доступен к посещению почти круглосуточно и вход бесплатный.Фуникулер-вишенка на торте.
Татьяна
2 октября 2024 в 15:19
Фуникулёр - по сути, такой аттракцион. Он же не для того, чтобы ездить ежедневно туда-обратно. Понятно, что 200р тоже деньги, но один раз прокатиться можно). Полагаю, нужно ввести льготный тариф проезда для многодетных семей и ряда других категорий.
Показать ещё 5 комментариев

Последние новости

Оцените стоимость своей квартиры бесплатно

Найди свой дом

из 9 191 дома Нижнего Новгорода
Фотографии домов
Планировки квартир
Цены на квартиры
Найти

Первая полоса