Гипермаркет недвижимости
Нижнего Новгорода и области

Архитектурный Нижний: как создавался и менялся центр города

Фото: Юлия Демина

Нижний Новгород сложно назвать архитектурно цельным городом. Здания сталинских времен уютно соседствуют с классикой, а новостройки старательно пытаются выдать себя за старину.

Центр города неоднократно перестраивался и перекраивался. Например, согласно градостроительному плану 30-х годов XX века, Большую Покровскую должна была пересекать еще одна улица, причем под землей. Но, как это часто бывает в архитектуре, эскиз Октябрьского бульвара так и остался на бумаге.

Покровка и ее окрестности хранят в себе множество секретов. Именно о них шла речь на экскурсии нижегородского архитектора, преподавателя ННГАСУ и автора курса «ПопАрх» Александра Гребенникова, состоявшейся в рамках фестиваля фритуров.

Как выглядела главная улица Нижнего Новгорода 200 лет назад, где найти «Культурную революцию» и чем прославились нижегородские архитекторы на весь мир, читайте в материале GiperNN.

Фото: Юлия Демина

Кремль

Нижегородский кремль был построен в начале XVI века по итальянскому проекту эпохи Возрождения. Его автором считается архитектор Василия III — Пьетро Франческо. Время строительства кремля совпало с началом развития артиллерии и, как следствие, переходным этапом в архитектуре, когда высокие крепости сменялись низкими. Наша же получилась «странного» среднего размера: ее высота колеблется от 12 до 22 м.

Изначально кремль находился на четыре метра ниже, чем сейчас, — дополняет Александр Гребенников. — В данный момент здание располагается на искусственно созданной насыпи. Когда мы входим в Дмитровскую башню, мы оказывается на середине ее изначальной высоты.

В 1714 году, при образовании Нижегородской губернии, кремлю был присвоен статус административного центра, в конце века в крепости прошел большой ремонт. Следующие сто лет надлежащего ухода кремль не получал, а в 1930-е годы и вовсе оказалось под угрозой уничтожения. Новый генплан подразумевал расширение Советской площади (нынешняя площадь Минина и Пожарского) путем сноса кремлевских стен. Согласно этому плану, например, был разобран Спасский собор, а на его месте построен Дом советов.

Фото: Юлия Демина

В те годы Нижегородский кремль не рассматривался в качестве объекта культурного наследия, а воспринимался, скорее, как памятник кровавому царскому прошлому и не вписывался в облик передового советского города. Снос крепости был выгоден и с практической, и с политической точки зрения. Но, к счастью, планам не суждено было сбыться.

В конце 1940-х годов вышло распоряжение о реставрации Нижегородского кремля, работы велись вплоть до 1981 года. Автором нового облика крепости стал нижегородский архитектор Святослав Агафонов.

Последние серьезные изменения в архитектуре кремля произошли уже в XXI веке. В 2012 году была отреставрирована Зачатская башня и построена Спасская часовня.

Фото: Юлия Демина

Большая Покровская и окрестности

По словам Александра Гребенникова, до середины XVI века городская архитектура Российский империи представляла собой беспорядочный самострой. В 1960-е годы с подачи Екатерины II все города, даже самые маленькие, получили свои генеральные планы.

Так центр Нижнего Новгорода обрел лучевую систему. Ядром стала центральная башня кремля. От нее, подобно лучам, растянулись несколько улиц: Ульянова, Варварская, Алексеевская, Ошарская и Большая Покровская, которая сегодня является главной пешеходной артерией города.

На протяжении трех столетий, вплоть до XIX века, на Покровке располагались исключительно усадьбы — металлические заборы у здания суда и университетского корпуса остались именно с тех времен. Затем усадебная застройка начала сменяться более серьезной архитектурой. Бо́льшая часть того, что мы видим на улице сейчас, было создано в XIX веке.

Например, здание Нижегородского театрального училища (Большая Покровская, 4а) относится к высокому классицизму. Здесь практически нет декора, а основной акцент сделан на пропорциях. Плавные линии, массивные колонны, сдержанные цвета — все это неотъемлемые элементы классического языка архитектуры.

Напротив расположен дом № 7 — яркий пример провинциальной эклектики, сочетающий в себе разнородные стилевые элементы. Здесь гораздо больше мелких деталей и декора в целом. 

Эклектика отражает в себе некий дух купечества, — поясняет Александр Гребенников.

В той же манере построены усадьба Рукавишниковых (Верхне-Волжская Набережная, 7), Нижегородский драматический театр (Большая Покровская, 13), доходный дом Кудряшова и Чеснокова (Большая Покровская, 10 и Пискунова, 7). Эклектика в целом является самым распространенным стилем «старого Нижнего».

Помимо классической архитектуры, на Большой Покровской встречается и модерн. К этому направлению относится угловое здание под номером 11. Сейчас, как и 200 лет назад, здесь располагается ювелирный магазин. Подобное постоянство — большая редкость в архитектурной среде.

Соседствующее с ним здание гостиницы Sheraton (Театральная площадь, 1) — современная имитация классицизма с элементами эклектики. В отличие от оригинальных построек, здешние колоны полые и пластиковые.

Упирающаяся в Большую Покровскую Театральная площадь может похвастаться образцом нижегородской архитектурной школы 90-х годов прошлого века — это здание центра семейного образования, дом № 5/6. В свое время коллектив авторов во главе с Александром Харитоновым, главным архитектором города, стал настоящим феноменом не только в России, но и во всем мире.

Им удалось создать свой оригинальный и узнаваемый язык, заметно отличающийся от всего, что было создано раньше. Это не модерн и не классика, а нечто новое, авторское, уникальное, — отмечает Александр Гребенников.

«Культурная революция» на Пискунова

Зданий, нетронутых временем, в Нижнем Новгороде осталось на так уж и много. Одно из них располагается в самом начале улицы Пискунова. По словам Александра Гребенникова, жилой комплекс «Культурная революция» замышлялся как дом-коммуна. По плану, в нем должны были располагаться детский сад, бани, столовая, медпункт и другие общественные пространства. Наличие индивидуальных ванных комнат и кухонь первоначальная застройка не предполагала.

Благодаря коридорам, соединяющим жилые корпуса, перемещаться из одной части здания в другую можно было не выходя на улицу. Некоторые из этих переходов используются и по сей день.

Это удивительный пример архитектуры конструктивизма, сохранившийся практически в первозданном виде. Здание было сдано в эксплуатацию в начале 30-х годов прошлого века, но домом-коммуной так и не стало. Сегодня в «общественных пространствах» располагаются жилые и офисные помещения.

Эхо старины на Грузинской

Грузинская уникальна своим расположением. Если смотреть вдоль улицы, находясь неподалеку от театра, можно заметить, как она упирается в дом.

Фото: Юлия Демина

Знаменитый дом с аркой № 29 по Большой Покровской носит название «Красное Сормово». Он был построен в 50-х годах прошлого века и является ярчайшим примером позднего сталинизма. Для данного стиля характерны использование элементов классической архитектуры, четкие пропорции и обильный декор.

Дом расположен поперек улицы, однако не нарушает ее. Входная арка дублирует арку банка и отлично вписывается в окружающее пространство.

С другой стороны от свода, непарадной, представлено многообразие архитектуры прошлого столетия. Резные деревянные домики начала прошлого века перемежаются с вполне себе современными постройками середины 1990-х.

В доме № 8 жил основатель нижегородской архитектурной школы Александр Евгеньевич Харитонов. Он же является и автором постройки, — отмечает Александр Гребенников.

На второй половине Грузинской располагается едва ли не главная достопримечательность улицы — Нижегородский театр «Комедія». Этот советский долгострой был закончен сравнительно недавно, в 2000-х годах. Над этим постмодернистским шедевром трудился целый коллектив авторов.

Здание «Лукойла» — еще один образец нижегородской архитектурной школы. Данное сооружение — прямая цитата на «дырчатый» Дом Мельникова в Москве: дублируются форма здания и расположение окон.

По соседству располагается представитель так называемого кирпичного стиля — эклектика без штукатурки с заменой всех декоративных элементов на камень.

Радиусный дом на Ильинке

Радиусный дом Бенедикта Бастырева без преувеличения можно назвать одной из самых необычных хрущевок Нижнего. Это сооружение на улице Ильинской, 13/2 1966 года постройки— отличный пример архитектуры модернизма.

Дом интересен не только своей полукруглой формой, но и тем, как он умело использует ландшафт, задействуя природные подъемы и спуски, — отмечает Александр Гребенников.

Жилые и офисные помещения удобно разделены, доступ к ним осуществляется независимо друг от друга. К подъездам ведут мосты, к черному входу первого этажа — проходящая внизу дорога.

Архитектура Нижнего — необъятное поле для изучения, она удачно сочетает в себе провинциальное очарование и самобытность. На сегодняшний день в списке объектов культурного наследия — не одна сотня домов, каждый из которых имеет значение не только для города, но и для региона в целом.

Фестиваль фритуров стал одним из первых проектов, получивших поддержку «Команды 800», занимающейся подготовкой к празднованию юбилея города. Фестиваль продлится до 20 октября. В рамках мероприятия запланировано около 100 экскурсий (12+) по знаковым и необычным местам Нижнего Новгорода. Узнать подробную информацию и записаться на прогулки можно здесь

Ошибка в тексте Ctrl + Enter

Поделиться и оценить

Теги

Подпишитесь на нашу рассылку

Читать ещё

Ремонт и дизайн В Дзержинске представили проект реконструкции Шуховской башни
Центр круизного туризма «Шуховская Башня» появится в городе химиков.

Комментарии

Комментарий будет опубликован после проверки модератором.
Спасибо за Ваше мнение!

Первая полоса