Top.Mail.Ru
Гипермаркет недвижимости
Нижнего Новгорода и области

Куда ушел «Владимир»? Что известно о строительстве метро в Нижнем Новгороде

До конца 2025 года в Нижнем Новгороде должны были появиться две новые станции метро — «Сенная» и «Площадь Свободы». Однако из-за непредвиденных трудностей открытие пришлось перенести минимум на год. Запуск станции метро «Сормовская» по плану ожидается в конце 2026 года, но проект все еще не готов, а значит, не исключено, что сроки тоже придется сдвигать.

Фото: Ксения Ражева

Редакция GIPERNN.RU собрала всю актуальную информацию о новых станциях метро в Нижнем Новгороде и отправилась на стройплощадки, чтобы оценить, как продвигаются работы.

Первые тоннели метро

Продлением Автозаводской и Сормовско-Мещерской линий занимается столичная компания АО «Моспроект-3». С ней заключили контракты на 55 млрд рублей. В нагорной части подземка протянется на 3,15 километра от улицы Горького до площади Сенной. Строительство этой ветки оценивается в 35,5 миллиарда.

На площади Сенной, где появится одноименная станция, стройка развернулась весной 2023 года. В начале 2024-го отсюда тронулся тоннелепроходческий щит «Владимир». К концу следующей зимы он прибыл на площадь Свободы, построив первый — правый — тоннель метро.

На полуторакилометровой подземной трассе, сформированной из высокоточных водонепроницаемых блоков, предстоит еще немало работы, прежде чем по ней смогут ходить поезда. Сейчас здесь укладывают основание под рельсы и различные инженерные коммуникации.

Фото: «Метро НН» / Telegram

Тем временем щит «Владимир» разобрали и по частям перевезли обратно — к стартовому котловану на Сенной. Здесь его вновь собрали. А 21 мая 2025 года состоялся очередной запуск тоннелепроходческого комплекса. 

К середине августа «Владимир» преодолел около 300 метров — пятую часть пути до площади Свободы. Ожидается, что к концу сентября он подойдет к венткамере у ТЦ «Счастье» — бывшего «Шоколада». 

Разработка левого тоннеля идет штатно, — отмечает заказчик работ МКУ «ГУММиД». 

Что касается вентиляционной шахты, к концу января специалисты залили примерно 80% свай для ее котлована. Тогда сообщалось, что основной этап работ близится к завершению. Как утверждал заказчик, устройству ограждений не мешают даже морозы, но с тех пор новой информации о строительстве камеры не было.

На площадке по улице Белинского можно заметить экскаватор и буровую установку, но стройка замерла. Никаких рабочих, кроме охранника, не видно.

Станция метро «Сенная»

Масштабная стройплощадка на площади Сенной выглядит куда более оживленной. Сюда заезжают огромные фуры, за забором работают спецавтомобили. Во время нашего визита группа специалистов сваривала металлические конструкции.

На Сенной находятся грунтоприемник и накопитель ленты для конвейера — вышка высотой с девятиэтажный дом. С помощью этой системы щит «Владимир» отправляет на поверхность грунт, а затем породы вывозят на специальные площадки.  

Сама станция на площади Сенной разместится в открытом котловане и будет иметь два вестибюля. Первый выведет к жилой и общественной застройке на улицах Большой Печерской, Сеченова, Максима Горького и Минина, к площади Сенной, Парку Победы и канатной дороге. Из второго можно будет выйти к улицам Большой Печерской, Ковровской, Родионова, заводу имени Петровского, а также к остановкам общественного транспорта.

Когда подрядчик приступит к строительству станции, пока не сообщается. Известно, что рядом появится правительственный квартал, который свяжут с метро по принципу «сухие ноги». Высотной доминантой новой застройки станет 150-метровый небоскреб, а в его стилобате обустроят прямой выход к «Сенной».  

Оборотные тупики на Родионова

Разворотные тупики будущей станции расположатся вдоль улицы Родионова. Для их устройства стройгородок на Сенной планируется продлить вплоть до улицы Кудьминской. Но сначала участок нужно освободить от инженерных сетей.

Специалисты начали перекладывать коммуникации в июне. Сейчас вдоль улицы Родионова развернулось несколько стройплощадок. По газонам, где еще раньше вырубили деревья, раскопаны траншеи, рядом разложены огромные трубы, работает строительная техника.

Ближе к многоэтажкам выносят ливневку, о чем говорит информационная табличка на ограждении. А у концертного зала Milo рабочие рассказали, что перекладывают магистральную канализацию. 

Всего у Сенной требуется переустроить 2,2 километра линий связи, около 4 километров сетей водоснабжения и дождевой канализации и 1660 метров электрокабелей. Часть от этого плана уже выполнена.

Генподрядчик «Моспроект-3» ожидает, что вынос коммуникаций в целом завершится до конца августа. Затем в объезд большой стройплощадки от улицы Кудьминской устроят две временные дороги. Первая будет четырехполосной и проляжет ближе к многоквартирным домам по улице Родионова. Сюда перенаправят автобусы и основной поток автомобилей. Вторая, двухполосная, выйдет к Казанской набережной.

С февраля «Моспроект-3» дважды пытался найти субподрядчика, который построит эти дороги, но безуспешно. В августе аукцион объявили в третий раз. Сейчас закупка находится на стадии работы комиссии. 

Если подрядчик будет найден, на строительство временных объездов ему дадут месяц — до конца сентября. Исполнитель проведет земляные работы, устроит дорожную одежду и перенесет четыре остановочных павильона. 

Станция метро «площадь Свободы»

На площади Свободы расположится вторая станция метро — тоже мелкого заложения и с двумя вестибюлями. Ее подземное основание уже готово. Чтобы укрепить переувлажненные грунты, рабочие залили на площадке 5300 свай, а затем специализированная геологическая организация проверила основание на прочность

Через вестибюль № 1 будущей станции пассажиры смогут выйти к улицам Горького и Ошарской, парку Кулибина, ТЮЗу и стадиону «Водник». Вестибюль № 2 будет вести к улицам Горького, Ванеева, Варварской, Семашко, площади Свободы, скверу 1905 года и оперному театру.

С учетом особенностей рельефа в одном из вестибюлей станции решили разместить трехленточный эскалатор с высотой подъема более семи метров. Он позволит пассажирам с комфортом спускаться к платформе с улицы Ошарской.  

Учитывая, что на рынке мало производителей эскалаторов, подрядчик решил объявить закупку заблаговременно. Итоги собирались подвести 24 июля, однако торги «зависли» на стадии работы комиссии. По данным сайта госзакупок, на аукцион поступила только одна заявка.

Победитель торгов должен привезти на площадь Свободы эскалаторы вместе с оборудованием, необходимым для их обслуживания. На это исполнителю дается год. Как отмечают в «ГУММиД», обычно поставка такой техники занимает минимум шесть месяцев.

Сейчас стройплощадка охватывает большую часть площади Свободы и участок дороги до пересечения с Ошарской. Отсюда же «Моспроект-3» собирается запустить два тоннелепроходческих щита, которые двинутся в сторону улицы Горького.

Как рассказали в «ГУММиД», подрядчик почти полностью соорудил ограждения монтажной камеры. Затем начнется разработка грунта из стартового котлована, откуда отправятся в путь механизированные комплексы. 

Два щита, о которых идет речь, выкупили у китайской компании CRCC. До этого больше года они лежали на стройплощадках метро. В какой-то момент в «ГУММиД» допустили, что от иностранных ТПМК придется отказаться, а вместо них арендовать другой агрегат. Проблемы с тоннелепроходческими комплексами, как и затянувшийся вынос сетей на Свободе, сильно повлияли на сроки строительства. Но сделка все-таки состоялась.

При этом проект продления подземки пришлось переработать. По последним сообщениям от МКУ «ГУММиД», пройти госэкспертизу и запустить щиты планируется до конца 2025 года

Один из комплексов до сих пор лежит в разобранном виде на улице Горького. На этой стройплощадке работы начались раньше, чем на всех остальных: первую сваю для будущего котлована залили еще в феврале 2023 года. Но спустя год строительство поставили на паузу, чтобы пройти новые экспертизы. Они потребовались для дополнительного укрепления стен котлована.

В середине минувшего июня мы заметили на стройплощадке активность. Здесь работали как минимум две единицы техники. Во время нашего августовского рейда на участке стоял экскаватор-погрузчик, но никакого движения не было. За два месяца на площадке не произошло видимых изменений, если не считать кучу свежего грунта, которую успели разровнять. 

Станция метро «Сормовская»

Продление метро в заречной части города оценили в 19,4 млрд рублей. Здесь подрядчику «Моспроект-3» предстоит построить станцию «Сормовская» на улице Станционной, рядом с остановочным пунктом электричек.

Пока о новой линии подземки неизвестно ничего, кроме места расположения входов — всего их будет четыре. Остальные параметры, как и сроки выполнения работ, определит проект. Но окончание его подготовки уже несколько раз переносилось.

Сейчас на месте будущей стройки завершаются инженерно-геологические изыскания. К примеру, скважины пробурили под рекой Левинкой, где пройдут перегонные тоннели. Теперь специалисты проводят камеральную обработку результатов анализа. Предварительно удалось установить, что тоннель проляжет в устойчивых породах под водоемом — на глубине 19–20 метров.

После завершения подготовки проектно-сметной документации в полном объеме планируется направить документы на рассмотрение в Главгосэкспертизу в IV квартале 2025 года, — сообщают в «ГУММиД». 

Тем временем в границах улиц Станционной, Коминтерна, Бурнаковской и Сормовского шоссе продолжают изымать недвижимость, попавшую в зону строительства подземки. Всего в перечень включили 756 объектов — это гаражи и нежилые здания. Из них к началу 2025 года в муниципальную собственность перешло 409. Еще 106 построек сейчас изымают через суд.

Улица Станционная, где когда-то было много придорожных магазинов и сервис-центров, заметно опустела. Например, с выбитыми стеклами стоит здание № 58, попавшее под изъятие и снос. При этом магазины переехали и из нескольких других построек, которых в этом списке нет.

Зато в перечне оказался старинный купеческий дом № 62 из красного кирпича. Его собственница рассказывала, что здание было построено более века назад, во время войны там работал хлебозавод, потом — ателье. Нижегородка выкупила его в полуразрушенном состоянии и самостоятельно отреставрировала.  

В гаражах вдоль улицы Станционной царит разруха: выбиты двери, кучами лежат выброшенные за ненадобностью вещи. Кроме этого гаражного кооператива, в зону влияния стройплощадки попали «Бытовик», «Варя», «25-Сормово», «№ 15 по улице Износкова», «Левинка-2» и «№ 3 по улице Калашникова». Последний, в отличие от ГСК на Станционной, не производит впечатления полного запустения.

Для строительства метро потребуется вынести сети. К этим работам собирались приступить еще в прошлом году, но стройплощадка до сих пор не появилась. 

Также в планах разобрать участок железнодорожных путей между станциями «Сормово» и «Варя». Как считают в ГЖД, после продления подземки движение электричек на указанном отрезке станет неактуальным. Это решение не устраивает многих нижегородцев, как и само расположение станции в промзоне, в десяти минутах ходьбы от центра района. 

Построят ли станции в срок?

Метро в Сормове требуется построить до конца 2026 года, но к сегодняшнему дню даже не готов проект. Нижегородцы сомневаются, что станция «Сормовская» появится к указанному сроку. 

Не исключает этого и мэр города Юрий Шалабаев. По его словам, когда речь идет о крупных инфраструктурных проектах, соблюдать сроки всегда проблематично. Продолжительность работ будет известна, когда подрядчик подготовит документацию. Но и при активном строительстве могут вскрыться непредвиденные трудности. Например, неучтенные сети, как на площади Свободы.

Фото: Ксения Ражева

Осложняет ситуацию и большое количество недвижимости, которую изымают через суд. Иногда разбирательства могут длиться годами. Как в случае с двухэтажкой на улице Новосолдатской, которую определили под снос для строительства «Сенной» еще в 2022 году.

В минувшем феврале зампредседателя правительства РФ Марат Хуснуллин поручил ускорить продление метро в нагорной части. Здесь стройка и в самом деле кипит. Но если между доставкой щита «Владимир» на Сенную и его выходом на площадь Свободы прошло полтора года, то на запуск еще двух ТПМК остается гораздо меньше времени. Успеет ли подрядчик построить два тоннеля до конца 2026 года? А еще должны появиться сами станционные комплексы, создание которых пока не начиналось.

Фото: Ксения Ражева

Тем временем подрядчику АО «Моспроект-3» продолжают начислять штрафы. Этим летом с компании потребовали 2,1 млн рублей неустойки по «сормовскому» контракту, в том числе за отставание от графика. Еще 860 тысяч начислили по другому договору: здесь речь идет только о ненадлежащем исполнении условий. 

Заказчик и подрядчик отмечали, что вопрос с претензиями разрешается в правовом поле. Обе стороны заинтересованы в строительстве новых станций в срок и предпринимают шаги, чтобы урегулировать ситуацию.

Прошлым летом у генподрядчика сменилось руководство. Директор МКУ «ГУММиД» Андрей Левдиков возложил вину за отставание от графика и другие нарушения на прежнее начальство «Моспроект-3». Но спустя год свой пост покинул и сам Левдиков, а позже его объявили в федеральный розыск по подозрению во взяточничестве. Обязанности директора «ГУММиД» сейчас исполняет Илья Курапов. 

Фото: Ксения Ражева

Заборы стройплощадок уже третий год призывают нижегородцев потерпеть «временные неудобства». Но жители понимают, что нет ничего более постоянного, чем временное. Главное, чтобы котлованы не превратились в долгострои, а итогом ожидания стали качественно построенные, удобные и безопасные станции метро.

День открытой стройки в КД «Резиденция»!
ЖК Новая Жизнь-Ройка
Новый дом у площади Горького

Все самое интересное читайте у нас в Telegram и ВКонтакте.

Ошибка в тексте Ctrl + Enter

Поделиться и оценить

Теги

Подпишитесь на нашу рассылку
Продажа участка 1,5 га под склад
Продажа производственной базы
Новая Жизнь-Львовская

Читать ещё

Развитие региона Строительство метро от площади Свободы до Горького намерены начать в 2025 году
До конца года планируется пройти госэкспертизу и запустить два тоннелепроходческих комплекса.
Развитие региона Около 300 метров тоннеля метро проложено от Сенной до площади Свободы
Щит «Владимир» преодолел пятую часть своего пути до площади Свободы. Планируется, что в конце сентября он выйдет к вентиляционной камере, которую строят возле ТЦ «Счастье».

Комментарии

Комментарий будет опубликован после проверки модератором.
Спасибо за Ваше мнение!

Последние новости

Найди свой дом

из 9 194 домов Нижнего Новгорода
Фотографии домов
Планировки квартир
Цены на квартиры
Найти

Оцените стоимость своей квартиры бесплатно

Первая полоса