Верхние Печеры — благополучная окраина на юго-востоке Нижнего Новгорода, объединяющая несколько спальных микрорайонов. Активно застраивать эту территорию начали в 1980-х годах, а сегодня панельные девятиэтажки соседствуют с современными жилыми комплексами и коттеджными поселками. В Верхних Печерах есть магазины, торговые центры, рестораны, фитнес-клубы, учебные заведения. А вот чего катастрофически не хватает, так это благоустроенных рекреационных зон. Еще несколько лет назад их, можно сказать, не было вовсе.
![](https://i3.gipernn.ru/3w6s25p2egguu_147otu7.jpeg)
Местные жители очень надеялись, что благодаря программе «Формирование комфортной городской среды» общественные пространства со временем появятся в каждом квартале. Однако недавно выяснилось, что на месте одной из озелененных территорий разместится большая перехватывающая парковка. А еще в Верхних Печерах ожидается новое высотное строительство, и снова там, где жители хотели бы видеть сквер. GIPERNN.RU пообщался с активистами, которые выступают против застройки, и попытался разобраться, какое будущее ждет микрорайон.
Скверу — да, парковке — нет
Местом для перехватывающей парковки выбрана транзитная территория в районе дома № 23 по Казанскому шоссе. Как сообщили в администрации Нижнего Новгорода, стоянка будет располагаться на участке с номером 52:18:0000000:13548, а он, согласно кадастровой карте, имеет площадь более 220 тысяч квадратных метров и тянется вдоль дороги от ТЦ «Индиго» до улицы Богдановича. Пространство отделено от жилых домов автомобильным проездом.
![](https://it.gipernn.ru/tkvpvkcab43jh_ahptew.png)
Как объясняют в мэрии, будущая парковка будет предназначена для жителей близлежащих домов и водителей, которые заезжают в город со стороны Афонина и пересаживаются на общественный транспорт. Вместо существующей отстойно-разворотной площадки на пересечении Казанского шоссе и Богдановича появится новый транспортно-пересадочный узел. Однако жители Верхних Печер выступают категорически против таких планов. Они сетуют, что экологическую обстановку в микрорайоне и так не назовешь благоприятной, а с появлением большой стоянки количество шума увеличится и качество воздуха станет еще хуже.
Строить парковку на 500 машиномест возле окон жилых домов — это кощунство! Президент говорит о проблемах деторождения и здравоохранения, требует создания комфортной среды… А тут местные власти решают все застроить, деревья и зелень вырубить, территорию закатать в асфальт и устроить платную перехватывающую парковку. А на здоровье и жизнь жителей близлежащих домов наплевать? — удивляется местная жительница Марта.
![](https://i5.gipernn.ru/5feqkp73krziw_16l4qpm.png)
Территория от ТЦ «Индиго» до улицы Богдановича — едва ли не единственная зеленая зона в этой части района. У тех, кто живет вдоль Казанского шоссе, нет места для прогулок и спокойного отдыха, если не считать дворы. Причем они тоже не благоустроены: например, возле дома № 17 по Казанскому шоссе расположен пустырь с одиноко стоящими детскими качелями. Марта и другие инициативные нижегородцы хотели бы видеть в своем микрорайоне большой благоустроенный сквер вместо парковки.
У администрации на эту претензию есть ответ: сейчас в Верхних Печерах ведется благоустройство Касьяновского оврага, ранее было создано общественное пространство в Лопатинском овраге — его преображение планируется продолжить в этому году. В 2025-м могут облагородить территории возле домов № 5 и 5а по улице Композитора Касьянова и дома № 5 по улице Верхнепечерской, однако лишь в том случае, если они попадут в итоговый перечень по результатам народного голосования. Но, по словам наших собеседников, существующие рекреационные зоны — это отдаленная от них часть Верхних Печер.
![](https://io.gipernn.ru/o6nndpyw47d7c_xbmph9.jpeg)
Нас отправляют гулять в овраг, а это два километра через Казанское шоссе. Не каждый житель, особенно если это пенсионер или мамочка с коляской, пройдет такое расстояние. Особенно если учитывать качество дорожного покрытия, многочисленные лужи и ямы. Овраг, кстати, уже облюбовали собачники, а в период таяния снега там воды по щиколотку, — жалуется еще одна жительница микрорайона Ирина.
Минград Нижегородской области в данном вопросе поддержал жителей и согласился, что возле дома № 23 по Казанскому шоссе целесообразнее разместить благоустроенное общественное пространство. Транспортно-пересадочный узел, по мнению представителей ведомства, тоже лучше организовать подальше от жилых массивов.
![](https://is.gipernn.ru/s2te9d0uvdvqo_oiiav4.png)
Сами жители не против появления перехватывающей парковки, но на удалении от домов. Они считают, что расположить стоянку можно было бы между Афонином и Ржавкой, где много предприятий и нет жилья. Впрочем, люди сильно сомневаются в востребованности проекта.
Кого «перехватывать»? Неужели кто-то считает, что водители будут доезжать до Печер, оставлять машины и пересаживаться на общественный транспорт, которого и так мало, он переполнен? Будем надеяться, что здравый смысл восторжествует. Не без нашей борьбы, конечно, — говорит Марта.
Сейчас инициативная группа собирает подписи за создание сквера вместо парковки: на данный момент их более двух тысяч. Чтобы отстоять свою позицию, жители Верхних Печер готовы обращаться в самые высокие кабинеты — вплоть до Госдумы и администрации Президента РФ.
![](https://i3.gipernn.ru/3vu2zhw5f8x1k_g7eoe9.png)
Три высотки за окном
Впрочем, парковка — не единственное, что беспокоит жителей Верхних Печер. В перспективе между Казанским шоссе и Александровской слободой могут появиться новые жилые многоэтажки. Пустырь рядом с ЖК «Университетский» принадлежит застройщику: территория огорожена и там уже работает техника. У жильцов близлежащих домов была надежда, что здесь появится или парк, или детский сад, или спортивная зона.
Впрочем, планы по застройке этого места обнародовали еще в 2022 году. Участок был предоставлен СЗ «Дирекция по строительству» в качестве компенсации за завершение проблемного ЖК «Университетский». Планировалось, что там появятся три дома на 24 этажа каждый, а также новая школа, детсад и ФОК. Концепция жилого комплекса рассматривалась на Архитектурном совете и была принята за основу для дальнейшего проектирования.
![](https://if.gipernn.ru/f6exs01f6z7h2_7tov6v.png)
Однако сейчас участок сменил владельца. 5 апреля 2024 года был опубликован приказ Минграда Нижегородской области о подготовке документации по внесению изменений в проект планировки территории в границах Казанского шоссе, улицы Академической, Александровской слободы и проект межевания территории в районе дома № 12 по Казанскому шоссе. Заниматься разработкой будет СЗ «НижЛидерСтрой» — организация, входящая в ГК «Каркас Монолит». В офисе девелопера нам подтвердили, что перекупили участок.
На границе Верхних Печер и Афонина уже построено несколько высотных ЖК. Местные жители сомневаются, что инфраструктура района выдержит нагрузку в виде еще трех домов этажностью 20+, причем это касается и дорог, и коммунальных сетей, и социальных учреждений. Так, например, близлежащая школа № 103 переполнена, и недавнее открытие «Школы 800» не решило проблему, ведь в учреждение набрали детей со всего города. Кроме того, жители «городка ФСБ» вдоль Казанского шоссе жалуются на постоянные перебои со светом и водой.
![](https://i4.gipernn.ru/486hufjmnr18t_1pzwffr.jpeg)
В нашем квартале нет дорожных развязок, разбито дорожное покрытие, во дворах — ад из автомобильных пробок, водители объезжают Казанское шоссе. А еще рядом с нами находится котельная с очень большой мощностью, которую прибавили для строительства высоток и увеличили тем самым выброс загрязняющих веществ в атмосферу. Есть еще и проблемы с очистными сооружениями, от которых часто стоит невыносимый запах, — рассказывает наша собеседница Акулина.
В правительстве Нижегородской области считают, что основные озвученные жителями проблемы — решаемы. Не стоит забывать, что участок выделили застройщику за то, что он реализовал социально важный проект и восстановил права обманутых дольщиков. А нынешний владелец — ГК «Каркас Монолит» — готов искать компромисс с местными жителями, подчеркнули в ведомстве.
![](https://ij.gipernn.ru/jqvsltjyncrhv_fx92p7.png)
Дорожное движение планируется организовать таким образом, чтобы исключить Александровскую слободу из транспортных артерий будущего ЖК. Также предполагается строительство новых инженерных коммуникаций и создание рекреационной зоны, предусмотрено появление спортивного объекта и детского сада. При этом в офисе застройщика нам сообщили, что облик и параметры будущей застройки еще не определены. Открытым остается и вопрос благоустройства близлежащей территории.
Найти баланс
Ближайший пригород в Кстовском районе активно застраивается, а Верхние Печеры все больше берут на себя функцию «городских ворот». С одной стороны, это импульсы для развития, с другой — побочные эффекты: проблемы, которые существовали ранее, становятся все более острыми, к ним прибавляются новые.
![](https://if.gipernn.ru/fpqvlhqwm5uce_wz0bfm.png)
Чего хотят «верхнепечерцы» сегодня? В первую очередь, создания качественной городской среды, которой здесь, увы, никогда не было. С конца прошлого века юго-восточная окраина Нижнего Новгорода стремительно развивалась, но так и не успела превратится в уютный район, где хочется жить, гулять, проводить время, а не просто ночевать, приезжая с работы.
С другой стороны, рост мегаполиса — неизбежный процесс, который меняет привычный ритм жизни. И, конечно, крупные инфраструктурные проекты вроде строительства метро и правительственного квартала диктуют новые правила для прилегающих районов: там закономерно появляются транспортные развязки, парковки, новостройки... Но об успешном развитии можно говорить лишь тогда, когда изменения делают жизнь людей лучше и комфортнее. А, значит, поиски компромисса должны продолжаться.