Этой весной в Нижегородской области внезапно остановились работы на Борском мосту и участке трассы Р-158. С площадок пропали и рабочие, и техника. Капитальным ремонтом обоих объектов занималась тверская фирма ООО «ДСК», чья «дочка» претендует на строительство дублера проспекта Ленина в Нижнем Новгороде: концессию планируется заключить летом 2025 года.

Госзаказчики дали компании десять дней на возобновление работ. После этого дорожники вернулись на Борский мост, пообещав наверстать отставание. А вот трасса Р-158 так и осталась брошенной, поэтому миллиардный контракт с «ДСК» разорвали в одностороннем порядке. Тем временем у компании появились трудности на крупных объектах и в других регионах страны.
Стоит ли надеяться на скорое завершение работ на Борском мосту и арзамасской трассе? Как обстоят дела с остальными стройками «ДСК» в Нижнем Новгороде и за его пределами? И является ли сложившая ситуация поводом для беспокойства? В этих вопросах разбирался GIPERNN.RU.

Простой на арзамасской трассе
До недавнего времени «Дорожная строительная компания» (ООО «ДСК») была одним из двух подрядчиков, которые расширяли федеральную трассу Р-158 Нижний Новгород — Саратов в Нижегородской области. О модернизации магистрали впервые заговорили в 2021 году, когда в регионе развернулась подготовка к строительству платной трассы М-12 Москва — Казань.
Дорогу, которая соединила М-12 со столицей Приволжья, решили довести до четырех полос на восьми участках в Нижегородской области и на двух — в Республике Мордовия. После реконструкции автопутешественники, направляясь в Нижний Новгород или Саранск, смогут добираться по Р-158 без пробок.
Отрезок с 77-го по 104-й км в Арзамасском районе с прошлого лета успешно ремонтирует вологодская компания АО «ВАД». Контракт с ней заключен на 8,2 млрд рублей, сдать объект следует до ноября 2025 года. А вот участок с 40-го по 52-й км в Дальнеконстантиновском районе достался тверской фирме ООО «ДСК»: работы стоимостью 3,7 млрд рублей начались здесь еще раньше — в 2023 году.
Расширить дорогу между поселком Нижегородец и деревней Лапшиха изначально требовалось к ноябрю 2024-го. Однако из-за сложностей с инженерными сетями график пришлось скорректировать. В процессе выяснилось, что участок пересекают трубопроводы сторонних организаций, которые нужно вынести прежде, чем реконструировать трассу. Собственники этих сетей выставили дополнительные требования по перекладке.

Тогда завершение капитального ремонта перенесли на весну 2025 года. Предполагалось, что с приходом тепла ООО «ДСК» уложит асфальт на финальных отрезках, где проходят коммуникации. Но в начале мая в Упрдор Москва — Нижний Новгород сообщили: расширение участка продлевают во второй раз — до 2026 года. Причина все та же — трудности с инженерными коммуникациями.
При такой масштабной и сложной модернизации автомобильной дороги подобные ситуации возможны, — отметил заказчик работ.
Однако возмущенные читатели GIPERNN.RU рассказали, что стройплощадка просто простаивает. Работы прекратились совсем, а строители исчезли. В конце месяца в Упрдор Москва — Нижний Новгород подтвердили, что подрядчик нарушил график и приостановил реконструкцию без официальных пояснений. Компании направили претензию об оплате штрафа на 1,3 млн рублей.

Также ООО «ДСК» предупредили: если через десять дней работы не возобновятся, контракт будет расторгнут. Но чуда не произошло, и заказчик исполнил свое обещание. Таким образом, компания оставила объект, расширив около 8 километров трассы из положенных 12. И только на 6 км работы завершены в полном объеме.
На организацию торгов и завершение реконструкции понадобится время, а значит, могут снова пострадать сроки. Между тем отдельные участки трассы, где сейчас нет никаких работ, по-прежнему сужены до одной полосы, и автомобилисты вынуждены стоять в километровых пробках. А там, где дорога отремонтирована, до сих пор не появились освещение и зебры.

Возвращение рабочих на Борский мост
Старый Борский мост на автодороге Нижний Новгород — Шахунья — Киров, совмещенный с железной дорогой, начали ремонтировать в марте прошлого года. Участвуя в торгах, компания «ДСК» оценила свои услуги по максимальной стоимости — в 2,4 млрд рублей. Завершить работы ей нужно до конца ноября 2025-го.
Накануне Нового года по одной полосе переправы запустили движение — на въезд в столицу Приволжья. Изначально ее планировалось открыть в ноябре, но подрядчику пришлось устранить нарушения гидроизоляции. К февралю мост между Нижним Новгородом и Бором был готов примерно наполовину. Как отмечал заказчик работ — нижегородское ГУАД, исполнитель держал темп, несмотря на то что столкнулся с множеством скрытых дефектов.

В апреле строители должны были приступить к капремонту в зоне железной дороги. Но в конце мая стало известно: вместе с расширением трассы Р-158 завис и ремонт Борского моста. Техника и рабочие исчезли, подрядчик перестал обслуживать временную схему движения. За срыв графика ГУАД выставило «ДСК» претензию на 5,5 млн рублей.

Сейчас на мосту продолжают восстанавливать защитный слой бетонной плиты, пролетные строения, а также монолитные участки примыкания деформационных швов, утверждает заказчик. Тверская фирма заверила ГУАД, что до конца недели кратно увеличит количество рабочих и техники, чтобы устранить отставание.
В ходе оперативного совещания в Главном управлении автомобильных дорог генподрядчик представил подготовленные им планы по незамедлительной мобилизации сил и средств на строительстве объекта, — рассказали в госучреждении.

Заказчик ежедневно контролирует ход работ, что тоже вселяет надежды на скорое завершение ремонта. Отметим, что за все время исполнения контракта подрядчику насчитали штрафов на 326 млн рублей, без учета неустойки за просрочку. К настоящему дню «ДСК» выполнила работы на 874 млн рублей, а вместе с авансом фактически получила 1,6 миллиарда.
Покинутый коллектор
Трассы Р-158 и старый Борский мост — не единственные объекты тверской компании в Нижегородском регионе. Она также выступает субподрядчиком по строительству магистральных коллекторов дренажной и ливневой канализации для перспективной застройки в Канавинском районе. Проект реализует СЗ «Дирекция по строительству», но на площадке трудятся рабочие «ДСК».
Работы начались зимой 2024 года и почти сразу вызвали тревогу у жителей дома № 50 на улице Украинской. Они жаловались, что во время забивки свай 27-этажная высотка вибрирует, а на стенах появляются трещины. Компенсацию ущерба генподрядчик возложил на ООО «ДСК».

Однако весной строители пропали, бросив стройплощадку, как выяснили журналисты
Но выяснилось, что мужчина в середине мая по собственному желанию уволился из «ДСК», проработав в компании 16 лет. Он утверждает, что строительство не прекращалось ни на один день — ни до, ни после его вахты, а жители и СМИ «не туда смотрели».

Вы кого слушаете, каких людей? Вы бы еще бабушку послушали с соседней улицы! По крайней мере, телефон этот все видели, и никто больше мне не звонил. Звонили бы, я бы объяснил, где и кого искать, — заявил Сергей Гайдуков.
Руководство компании пока не ответило на официальный запрос GIPERNN.RU о причинах отставаний и возникших сложностях. В устном разговоре с нашим корреспондентом 9 июня, то есть за день до расторжения контракта по арзамасской трассе, сотрудник «ДСК» сообщил, что работы на объектах продолжаются.
Замахнулись на дублер
Годом ранее в нижегородском правительстве тверская компания была на хорошем счету. К этому моменту за ее плечами было несколько успешных крупных проектов. В том числе — транспортная развязка на улице Циолковского в Сормовском районе, которую запустили в июне 2022 года. Работы выполнили в рекордные сроки — за 21 месяц, заявил на открытии зампредседателя правительства РФ Дмитрий Чернышенко. Ранее «ДСК» отремонтировала Ивановский съезд у Нижегородского кремля.

Именно поэтому региональные власти благосклонно отнеслись к концессионной инициативе ООО «ДЛ ПЛЮС», которую назвали «дочкой» тверской фирмы. Эта компания предложила построить дублер проспекта Ленина по механизму государственно-частного партнерства.
Соглашение на 24 года и три месяца планируется заключить этим летом. Как стало известно в апреле, поданную ранее частную концессионную инициативу актуализировали. Создание дороги предварительно оценили в 14,4 млрд рублей. На проектирование концессионеру собираются дать 15 месяцев, а на строительно-монтажные работы — 2,5 года.

Новых подробностей о дублере проспекта Ленина, как и об авторе концессионной инициативы, к настоящему времени нет. При этом из данных информационной базы Seldon.Basis следует, «ДЛ ПЛЮС» сейчас не имеет связей с «ДСК», хотя компании зарегистрированы по соседним адресам в поселке Кесова Гора.
Долги и сорванные сроки
По сведениям той же базы контрагентов, ООО «ДСК» было основано в 2003 году. Компания занимается строительством автодорог и магистралей, ее возглавляет Сергей Голубев.
Сейчас в работе у «ДСК» 17 контрактов на 67,4 млрд рублей в шести регионах страны. Самый крупный из них — строительство Западного моста через Волгу в Тверской области почти за 17,7 млрд рублей. Кроме того, с компанией заключили пять соглашений на реконструкцию Рублево-Успенского шоссе в столице суммой более 25 млрд рублей.

Первые сигналы о трудностях, возникших у подрядчика, появились в декабре 2024 года. Строители Западного моста в Твери пожаловались, что им с августа задерживают зарплату. Ситуацией заинтересовался Следственный комитет, началась проверка.
Аналогичная история случилась при строительстве Некрасовского моста в Вологде стоимостью 5,9 млрд рублей. Весной рабочие пожаловались на долги по зарплатам, а на объекте обнаружилось отставание от графика.
Вопрос обсуждали на оперативном совещании правительства Вологодской области, пишет

Как сообщало издание
Компания «ДСК» выполняла работы на 52-100-м километрах трассы, однако нарушила сроки более чем на месяц. Это и стало для Упрдор «Черноморье» поводом к расторжению контрактов, несмотря на то что в 2022 году «ДСК» успешно достроила обход Анапы на 47-52-м километрах той же дороги.

Ситуация не получила огласки, однако некоторые СМИ все же написали о поиске подрядчика для содержания брошенных участков магистрали Новороссийск — Керчь. На это выделено 102,8 млн рублей, говорится в закупке.
Варианты развития событий
Долги перед рабочими и отставания от графика — это сигнал о серьезных финансовых проблемах у компании, считает нижегородский юрист, эксперт в государственных закупках Александр Кулаков.
Подрядчик погнался за объемами, набрал подряды по разным субъектам РФ, думал, что осилит. А денег у него нет. Наверное, не во всех контрактах есть авансирование, а учитывая сложившуюся экономическую ситуацию в стране и ключевую ставку банка России, вряд ли он будет брать кредиты под такие проценты, — отмечает юрист.
Чтобы выйти из этой ситуации, фирма может выбрать два варианта. Первый — пойти на соглашения с заказчиками о расторжении контрактов с учетом ряда выполненных работ. Второй — добиваться продления сроков, если у компании действительно есть ресурсы вовремя закрыть свои задачи.

Но заказчики редко соглашаются на пролонгацию, ведь в этом случае подрядчик оказывается в более выгодных условиях, чем другие участники торгов. Обычно все заканчивается расторжением контракта. В лучшем случае — по соглашению сторон с расчетом сальдо встречных обязательств. В худшем — в одностороннем порядке. Как мы выяснили, в практике «ДСК» за последний год встречалось оба варианта.
Самое худшее, что грозит подрядчику в современных реалиях, — уголовное дело за хищение бюджетных средств из-за завышения объемов работ и их некачественного выполнения. Более мягкие меры — административная ответственность, штрафы, пени, внесение в реестр недобросовестных поставщиков, — пояснил Александр Кулаков.

К слову, отмечает юрист, при заключении концессионного соглашения рисков еще больше. Концессия ускоряет создание объекта, поскольку деньги из бюджета выплачиваются на несколько лет вперед. Но итог может быть непредсказуемым, ведь эта сфера почти не регулируется.
В некоторых подрядах даже отсутствует сметная документация. Но гарантировано ли его качество? Как это будет проверяться и какими контролирующими органами? Намного проще провести обычные конкурентные торги. У нас в стране много подрядчиков, и если правильно выставить критерии, можно выбрать лучшего, — говорит эксперт.

Сейчас в работе у «ДСК» только один крупный объект в Нижегородской области — Борский мост. И, может быть, теперь, когда подрядчика освободили от работ на арзамасской трассе, он сможет завершить ремонт качественно и без особых трудностей.
Для расширения магистрали Р-158 заказчику нужно выбрать хорошего исполнителя, который точно не подведет. Желательно, чтобы конкурсные процедуры не затянулись на месяца, иначе нижегородцам еще долго придется стоять в пробках.
Возможно, теперь властям стоит пересмотреть свои планы и по дублеру проспекта Ленина. С выбором концессионера для такого важного инфраструктурного объекта просчитаться нельзя. Поэтому придется оценивать не только прежние заслуги компании, но и ее нынешнее финансовое состояние и опыт участия в закупках. Только так можно предупредить возможные риски.