В Нижнем Новгороде завершается внедрение новой маршрутной сети. Масштабная реформа, на которую ушло почти три года, должна была улучшить транспортную ситуацию, обеспечив автобусами отдаленные территории и убрав с карты города маршруты-дублеры. Однако нижегородцы чаще всего встречали нововведения критикой.

Изменения и тем более отмена привычных маршрутов вызывали бурю негодований, но со временем волна возмущений стихала. Иногда люди просто привыкали к новым схемам. В других случаях реформаторы шли навстречу нижегородцам и меняли свои решения. Однако в интернете по-прежнему можно встретить недовольные комментарии, некоторые из которых касаются транспортной доступности целых микрорайонов.
Мы проанализировали жалобы в соцсетях и выбрали наиболее проблемные, по наблюдениям редакции GIPERNN.RU, маршруты в Нижнем Новгороде. А затем — отправились в путь, чтобы поговорить с пассажирами и проверить, насколько обоснованны их претензии.
Содержание
Микрорайон Аэродромный — Соцгород
Горьковский автозавод — Красное Сормово
Красное Сормово — Комсомольское шоссе
Лесной городок — ЖК «Седьмое небо»
Микрорайон Усиловский — автостанция «Щербинки»
ЖК «Победа» — улица Горная
Микрорайон Аэродромный — Соцгород
Раньше добраться из микрорайона Аэродромный в Соцгород можно было на автобусах-дублерах А-65 и Т-65 и маршрутке Т-49. Но в сентябре прошлого года последнюю отменили. А маршрут А-65, в который без предупреждений окончательно объединили дублеры, с апреля перенаправили в ЖК «Торпедо».
Теперь в соцсетях встречаются многочисленные жалобы на плохое транспортное обслуживание Аэродромного. Жителям стало сложнее добраться с улицы Космической на Краснодонцев или Плотникова, отвозить детей на занятия в школу искусств, расположенную в Соцгороде.
Из «Торпедо» ходят и электробусы, и полно разных маршрутов. В «Торпедо» проживает в основном молодежь, а они все на машинах. В микрорайоне Аэродромный живут в основном пенсионеры, — пишет Светлана, которая считает изменение маршрута А-65 несправедливым.
Сейчас от ближайшей остановки «Микрорайон Аэродромный» в Соцгород ходит автобус А-87. Также авторы реформы предлагают жителям идти пешком к школе № 170 на Мончегорской, где теперь можно сесть на А-65. Или к пункту «Улица Космическая», откуда отправляется А-9.
Чтобы испытать на себе проблемы автозаводцев, мы решили проверить, насколько реально уехать с улицы Космической в Соцгород. Эксперимент прошел утром в один из будних дней середины мая.

В 11:39 мы стоим на остановке «Микрорайон Аэродромный». По прогнозам сайта информирования пассажиров АСИП, автобус А-87 окажется здесь в 12:01. А вот «девятку» на остановку «Улица Космическая» в двух кварталах отсюда обещают подать в 11:59. Разница в две минуты не критичная, поэтому подождем 87-го, который идет от ЖК «Торпедо».
Вместе с нами на остановке оказалась пенсионерка: она подошла на пять минут раньше. Нижегородка по утрам ездит к себе на огород с улицы Челюскинцев, а закончив с посадками, возвращается домой. Сообщаем пенсионерке, что автобус придет не меньше чем через 20 минут — и слышим в ответ сетования на изменение маршрутов.
Очень плохо стало добираться. У 87-го автобуса длинный маршрут, народу много, и ждать его тоже долго. Раньше по 8–10 минут, сейчас уже больше. В прошлый раз мы с женщиной 16 минут стояли. У меня ноги устали, решила не идти на остановку А-65, подожду уж здесь. А «девятку» вообще не дождешься, когда она придет, — жалуется пенсионерка.
Тем временем мимо проходят автобусы А-77 и А-32 — они идут на конечную на улице Космической. Вскоре на остановке появляется еще одна женщина, которой тоже есть что сказать.
Столько народу в 87-м — вообще невыносимо, и все ругаются! Все едут из «Торпедо», а на третьей остановке уже не влезают. Бедные люди, которым приходится ездить на работу в другой конец города! — возмущается нижегородка.
Наш разговор прерывает неожиданно появившийся А-87: вопреки прогнозу, он пришел в 11:49. Итого — 10 минут ожидания. По своим габаритам автобус тесноват, но в нем еще есть сидячие места. В салоне уже чувствуется некоторое напряжение: люди теснятся, просят подвинуться. А каково будет в час пик?

Мы убедились, что пенсионерка с улицы Челюскинцев доберется домой. Выйдем пораньше и проверим, как часто ходят автобусы А-65 и А-9. Их можно поймать у администрации Автозаводского района. Теперь наша задача — добраться на улицу Плотникова, для чего нам больше подойдет «девятка».
На остановке мы оказались в 12:20. Судя по онлайн-картам, предыдущий автобус А-9 ушел десять минут назад. Это та самая «девятка», которая около полудня выехала с Космической. А следующая придет через 14 минут, гласит табло «умной» остановки.
На несколько минут автобус пропадает с карт: по новым прогнозам, его придется ждать полчаса. Потом система восстанавливается, и время ожидания резко сокращается. Пока мы стоим на остановке, мимо проходят два автобуса А-65: они сажают пассажиров в 12:27 и 12:37. Интервал четкий — 10 минут. А в 12:43 приходит долгожданный А-9.
С этим маршрутом ситуация заметно хуже: интервал составил больше получаса вместо обещанных 24 минут. Всего в это время на линии курсируют семь машин. Для сравнения, при сопоставимой длине маршрутов на А-65 выпустили вдвое больше автобусов — 15.
В салоне «девятки» относительно свободно, хотя сидячих мест осталось немного. И уже через семь минут мы выходим на остановке «Улица Плотникова». Если бы мы сели в автобус на Космической, в пути мы потратили бы меньше 20 минут. Но столько же времени уйдет на дорогу к остановке из самого дальнего конца микрорайона Аэродромный. В итоге выходит почти 40 минут, к которым мы прибавляем время ожидания.
Получается, на улицу Плотникова мы быстрее добрались бы на автобусе А-65, потратив чуть больше пяти минут на пешую прогулку от остановки «Стадион ручных игр». К слову, этот маршрут для жителей Аэродромного может стать единственным. Так, в марте трассу А-9 предложили сократить до микрорайона Соцгород-2 из-за низкого пассажиропотока от Космической.
Горьковский автозавод — Красное Сормово
Много возмущений у жителей города вызвало изменение маршрута А-59 (бывшая маршрутка Т-59). До минувшего апреля автобус ходил от ЖК «Торпедо» к заводу «Красное Сормово», захватывая весь проспект Ленина. Теперь он следует от поселка Новая Стройка через Молитовку и Комсомольскую площадь — в микрорайон Юг.
В сети можно встретить комментарии от недовольных жителей разных районов. Наиболее острой проблемой нам показалась нарушенная связь между центральными градообразующими предприятиями Сормова и Автозавода.
Очень много людей на Т-59 утром добирались на работу из Красного Сормова, Московского района на Автозавод, проспект Ленина. Новый маршрут не устраивает многих. А-56, оставшийся на маршруте, ходит редко. Результат: автобус переполнен, едет медленно, люди недовольны, — пишет в соцсети Наталья.
В «Центре развития транспортных систем» нижегородцам предлагают добираться на автобусах с пересадками у «Метро Пролетарская» или на Московском вокзале. «Яндекс Карты», в свою очередь, называют самым быстрым вариант с использованием метро и троллейбуса. Ну, а мы попробуем обойтись наземным транспортом и проверим жалобы на переполненные автобусы А-56.
Итак, в 13:45 мы стоим на остановке у гостиницы «Волна» на проспекте Ленина. Пару минут назад отсюда ушел первый 56-й, а следующий обещают в 13:57. Пока мы его ждем, мимо проходят два автобуса Т-40 (с 25 мая маршрут переименовали в № 13). С помощью этого маршрута тоже можно добраться до Красного Сормова — с пересадкой на А-90 или А-95 на Московском вокзале. По данным онлайн-карт, если ехать на сам завод, этот вариант будет на 10 минут быстрее даже с учетом 18-минутной прогулки.
В салоне А-56 свободно, но у остановки «Институт экономики и предпринимательства» он уже порядочно заполнен. На улице Украинской места вновь освобождаются. Пассажиры постоянно сменяются: люди, заходившие с нами на Автозаводе, вышли, и по Сормовскому району мы едем уже с другими спутниками.
В 14:45 выходим на улице Баррикад. Итак, в пути мы провели 48 минут — меньше, чем прогнозировал сервис «Яндекс Карты» (по его данным, дорога от гостиницы до конечной отняла бы у нас не меньше часа). Но не стоит забывать, что на проспекте Ленина и Комсомольском шоссе бывают серьезные заторы.
Сейчас на разворотной площадке у старинных домов Красного Сормова два автобуса А-56: вскоре они уезжают друг за другом с разницей в 10 минут. Здесь же, на конечной, мы встречаем кондуктора, которая ждет начала своей смены.
Из разговора с женщиной узнаем, что в час пик на этом же маршруте можно увидеть совсем иную картину. С тех пор, как трассу А-59 направили в микрорайон Юг, нагрузка на маршрут А-56 сильно возросла. А если из-за поломки машин или болезни водителей автобусы ходят реже, ситуация обретает масштаб бедствия.
Как добираться тем, кто едет в сторону «Торпедо», вообще не знаю. Люди на работу едут, жалуются, говорят: доехать невозможно. А если еще зима будет с морозами? Когда 59-е ходили, они же сразу не прогревались, люди из-за этого на работу опаздывали, злые были… А если кондуктор в автобусе, это как красная тряпка для быка. Они забегают — и сразу все тебе высказывают, — говорит женщина.
Красное Сормово — Комсомольское шоссе
На изменение маршрута А-59 жаловались не только сормовичи и автозаводцы, но и жители Московского и Канавинского районов. Среди них нижегородка Галина, которая добирается на работу в Сормово с остановки «Комсомольское шоссе». Теперь ей подходят только автобусы А-51 и А-56 — а они, со слов женщины, часто оказываются переполненными.
Вы представляете, какая нагрузка идет на эти автобусы! Перед тем как менять и отменять, уточняйте маршруты других автобусов и учитывайте факт, что люди живут и работают в разных направлениях! — возмущается нижегородка.
На ее просьбу вернуть маршрут Т-59 «Центр развития транспортных систем» отреагировал отказом. Авторы реформы заверили, что автобусов А-51 и А-56 и так достаточно.
Мы отправляемся на остановку «улица Баррикад», мимо которой ходят и А-51, и уже знакомый нам А-56. К трем часам дня на каждый маршрут выпустили по 11 автобусов. На остановке у памятника Ленину нам не пришлось ждать и больше двух минут: в 15:11 нас подхватил А-51, следующий в Кузнечиху-2.
В салоне автобуса большого класса просторно, есть и сидячие места. Около 20 минут в пути — и мы на Комсомольском шоссе. Теперь оценим ситуацию на маршруте в обратном направлении. Сейчас на остановке немало школьников: в это время у детей заканчиваются занятия, они отправляются домой или на секции.
В 15:40 на Комсомольское шоссе прибыл автобус А-51, который сразу забрал семь человек. Вскоре остановка у бывшего кинотеатра «Москва» наполнилась новыми пассажирами. А в 15:49 показался плотно набитый автобус А-56, который тут же штурмовали ожидающие. Всем места не хватило: на остановке остались две школьницы и девушка с ребенком.
Обычно мы в это время едем на занятия к «Золотой миле» на 51-м или 56-м. Они вообще полные, но в три часа мы уезжали без проблем. Теперь совершенно невозможно зайти — может, из-за того, что потеплело? — удивляется девушка.
Долго ждать пассажирам не пришлось: в 15:51 пришел более свободный автобус А-51. Он и забрал двух школьниц и девушку с мальчиком.
Лесной городок — ЖК «Седьмое небо»
Пострадавшими от транспортной реформы себя считают и жители микрорайона Лесной городок в Канавине. Теперь у них меньше возможностей добраться до Мещеры и ЖК «Седьмое небо». 30 сентября прошлого года отменили подходящую маршрутку Т-49, а потом изменился маршрут автобусов А-18. Их перенаправили с Московского шоссе на Бурнаковский проезд, улицы Коминтерна и Культуры. В итоге для поездок без пересадок остался только троллейбус № 10.
Изменениями недовольна пенсионерка Ольга, которая ездит на Мещеру, чтобы отправить внучку в школу. Она пользуется троллейбусом или выбирает путь с пересадкой на Московском вокзале. Но троллейбусы, с ее слов, после обеда ходят реже и часто отправляются в парк, к тому же их остановка расположена в 20 минутах ходьбы от школы. А для быстрой пересадки, в свою очередь, нужно понять, где ожидание автобуса займет меньше времени: у ж/д вокзала или у «Шайбы».
Чтобы добраться из Лесного городка в микрорайон Седьмое небо в рамках одного (!) Канавинского района, надо потратить минимум час-полтора, постоянно выбирая, как в лотерею, какой маршрут и транспорт предпочесть! — возмущается женщина.
Ситуацию с транспортом в этом направлении мы проверили ближе к концу рабочего дня. На остановке «Лесной городок» мы оказались около половины пятого. Пока переходили дорогу, подошел автобус А-48. Со слов Ольги, он ходит часто и помогает ей добраться до Московского вокзала. А через две минуты, в 16:26, прибыл троллейбус № 10.
Пока мы ехали по Канавинскому району, на каждой остановке заходили по 2–3 человека, примерно столько же выходило. На улице Красных Зорь и у тоннеля троллейбус наводнился толпой, но уже на следующих остановках становилось свободнее.
Тем временем в течение четырех минут после прибытия наш троллейбус развернулся и забрал семерых ожидающих: они отправились в сторону авторынка «Московский». Следующий, по прогнозам сайта АСИП, должен был тронуться через 15 минут — в 17:20. Но пока мы его ждали, время отправления несколько раз переносили. В половину шестого сайт сообщал о том, что с остановки стартуют подряд две «десятки» — в 17:36 и 17:37. Впрочем, среди вновь собравшихся пассажиров мы не нашли никого, кто ждал бы троллейбуса № 10. Многие уехали на двух 25-х. Из разговора с людьми стало понятно, что проблемы есть и на других маршрутах, поэтому конечная троллейбусов не пользуется спросом.
Вечером, после семи, перерывы большие. Например, 25-й троллейбус люди иногда по 40 минут ждут. Но 40 минут зимой стоять на ветру — это ой-ой! Что придет — на то и садишься, лишь бы уехать из этой глухомани, — рассказала одна из наших собеседниц.
В итоге троллейбус № 10 тронулся в 17:38. Таким образом, время ожидания превысило полчаса.
Ну, а теперь попробуем уехать из Мещеры в другую часть Канавина на автобусе. На остановке у школы № 176 нам практически сразу удалось сесть на А-38, в котором на улице Сергея Акимова стало тесновато. Уже через 19 минут мы вышли у ж/д вокзала. Три минуты в пути через тоннель — и в 18:22 мы у «Шайбы».
Еще через три минуты сюда прибыл троллейбус № 10, который довезет нас в Лесной городок. Следующая «десятка» по прогнозам придет в 18:30, а за ней, в 18:32 — автобус А-48.
Микрорайон Усиловский — автостанция «Щербинки»
Среди нижегородцев из нагорной части тоже есть те, кому стало труднее добираться в другие микрорайоны на общественном транспорте. Этой весной изменилось сразу несколько маршрутов, следующих в Щербинки. Автобус А-31, на который по просьбе пассажиров выпустили машины большого класса, теперь ходит от площади Минина до автостанции через улицу 40 лет Октября. В ЖК «Победа» и на улицу Горную для компенсации направили маршруты А-36 и А-82. Но теперь беспересадочной связи с ТПУ лишились жители улицы Усилова, откуда идет 82-й автобус.
С улицы Усилова теперь на чем до автостанции «Щербинки» добираться? Целый Усиловский микрорайон оставили без нужного 82-го автобуса, — пишет в соцсетях нижегородка Светлана.
«Яндекс Карты» предлагают нам идти 9 минут в горку на остановку «Автостанция Сенная», откуда можно уехать на «двойке» прямиком до пункта назначения. Если, конечно, автобус придет вовремя, но он, по словам жителей, — птица редкая. Тем, кто живет ближе к улице Родионова, этот способ еще подойдет, но мы предпочтем подождать на конечной и добраться до Щербинок хотя бы с пересадками.
Около девяти часов утра на разворотной площадке ждали отправки два автобуса А-82. Здесь мы разговорились с одним из водителей. Обычно он работает на других маршрутах, поэтому с настроениями пассажиров не знаком. Однако мужчина соглашается, что до изменения маршрут был удобным.
Конечно, сейчас сезон садов пошел, всем нужна автостанция, — заметил водитель.
От остановки «Улица Усилова» автобус стартовал в 9:06, забрав 11 человек. Возле управления МЧС сели еще семеро. Поначалу в салоне было свободно, но на улице Надежды Сусловой автобус заполнился, а по Бекетова шел плотно забитый. На Мызе толпа рассосалась, а у музея академика Сахарова салон почти опустел.
Из тех, кто сел в Усиловском микрорайоне, к этому времени осталась только одна пенсионерка. Как выяснилось, ей изменение маршрута сыграло на руку: теперь она может ездить прямиком на улицу 40 лет Победы. А вот для другой пассажирки — с Анкудиновского шоссе — нововведения вызвали неудобства. Пожилая нижегородка теперь добирается на дачу с двумя пересадками.
Так-то можно и напрямую, но до остановки 31-го и 62-го еще сколько пешком шлепать… Особенно плохо, когда с автостанции с грузом домой возвращаешься. Сейчас вот посевная, а осенью урожай повезем. Проездной за 800 рублей не спасает, сплошное разорение, — поделилась наша попутчица.
Вместе с дачницей в 10:12 мы вышли на остановке «Щербинки-2» и сразу же пересели на А-31. Через четыре минуты мы на автостанции. Весь путь занял у нас ровно час, не считая десяти минут ожидания, но добраться можно было и быстрее, если бы не ремонт асфальта на улице Горной.
ЖК «Победа» — улица Горная
Весенние изменения маршрутов в Приокском районе больше всего возмутили жителей улицы 40 лет Победы. Раньше туда ходил автобус А-31, на котором, как уверяют нижегородцы, можно было уехать каждые 10 минут. С 1 марта теперь он курсирует от автовокзала «Щербинки». Взамен приокчанам дали два маршрута — А-36 и А-82, но о прежних интервалах в движении автобусов остается только мечтать. Жители даже пожаловались на это главе СК РФ Александру Бастрыкину.
Общалась с дедушкой на остановке. Ездит в поликлинику. Когда возвращается, по 40 минут ждет. Когда едет туда — по-разному. Иногда 20–30 минут, бывает и дольше. Говорит, с 31-м хорошо было, — поделилась с GIPERNN.RU Полина.
Попробуем и мы добраться из ЖК «Победа» в поликлинику на улице Горной. Около половины одиннадцатого мы на остановке, где собралась группа из восьми человек. Некоторые из них ждут транспорта уже двадцать минут.
На разворотной площадке стоит автобус А-82 — тот самый, на котором мы ехали с улицы Усилова. По данным сайта АСИП, он должен отправиться по расписанию в 10:36. Но к этому времени у ЖК появился автобус А-36, который тут же развернулся и в 10:37 стартовал в обратном направлении.
Группа ожидающих к этому времени увеличилась до 13 человек. На других остановках до выезда на проспект Гагарина в автобус заходили еще по 2–3 пассажира. Пока люди занимали места и готовили деньги за проезд, водитель начал выходить из себя.
Кто сзади заходил, платить будем? На остановке не настоялись? Я ведь еще постою! — кричит водитель.
Настоялись-настоялись, двадцать минут вас ждали, — отвечает одна из пассажирок.
Да вы посмотрите, какая очередь к вам на кассу, все пробивают и пробивают. Что вы на нас кричите-то с утра? — раздражается другая.
Вообще-то обед уже скоро. Неблагодарные! — восклицает водитель, на что слышит рассерженные возгласы из разных концов салона.
По словам одной из постоянных пассажирок, это привычная ситуация в местных автобусах, причем и в А-31 иногда случались конфликты. Тем временем из ЖК «Победа» выехал А-82: карты показывают семь минут разницы между автобусами. В 10:55 выходим у поликлиники № 50. Весь путь занял у нас 18 минут.
Ну, а теперь проверим, как часто ходят автобусы по улице Горной. Следующим из ЖК «Победа» приехал тот самый А-82: он забрал пассажиров в 10:58. Спустя девять минут показался еще один автобус с тем же номером. А в 11:15 прибыл автобус А-36, следующий на улицу Литвинова.
Со стороны поликлиники тоже собралась группа людей, которые ждали транспорта как минимум десять минут. В 11:06 их забрал А-82. Через 13 минут в сторону ЖК «Победа» отправился 36-й автобус.

Судить об успехе или провале маршрутной реформы пока рано: финальные изменения еще продолжаются. Тем более нельзя опираться на мнения отдельных людей — ведь учесть индивидуальные запросы каждого нижегородца попросту невозможно. Но если проблема носит системный характер, как в тех случаях, которые мы описали, на нее стоит обратить внимание.
Выстраивая маршруты к новым микрорайонам, нельзя забывать про связи существующих кварталов — с больницами, заводами и автостанциями, школами и детскими садами. А если пересадок не удается избежать, они должны быть максимально комфортными: без лишних трат, долгого ожидания на остановках и забитых автобусов.