Извилистые улицы, заросшие холмы, дома на склонах и пешеходные мосты, с которых открываются захватывающие виды, — эти панорамы знает каждый нижегородец. Вся нагорная часть Нижнего Новгорода впечатляет обилием оврагов.

Сложный ландшафт — это одновременно и визитная карточка города, и причина множества ограничений, а порой — проблем. Пока в одних оврагах проводят серьезную инженерную работу и начинают новое строительство, другие подвергаются естественным процессам, утопают в мусоре и постепенно приходят в упадок.
Как вписать участки со сложным рельефом в контекст мегаполиса? Какими могут быть пути освоения оврагов? Как избежать оползней и нужно ли вообще строить в таких местах? Редакция GIPERNN.RU разбиралась в этих вопросах вместе с нижегородскими экспертами.

От засыпки к укреплению
«Приручить» сложный рельеф, сделать его удобным для жизни — это путь, по которому развивалась историческая часть Нижнего Новгорода. Когда-то вся она была испещрена оврагами, возникшими ввиду русловых процессов Оки и Волги. Здесь били родники, протекали ручьи и реки.
Основные преобразования пришлись на XIX — первую половину XX века. Тогда ушли под землю река Почайна и частично Ковалиха, были засыпаны Черный пруд, овраги на Звездинке и площади Горького. По глубоким ложбинам к Волге и Оке прошли дороги: сначала для повозок, потом — для автомобилей.
Наши предшественники активно засыпали овраги, как неудобицы, чтобы расширить полезные территории. Их использовали и до сих пор используют как съезды с верхних отметок к берегу. Кроме того, зачастую наши предки находили применение оврагам в качестве естественной системы водоотведения, — говорит директор НПО «Архстрой», советник Российской академии архитектуры и строительных наук Александр Дехтяр.

В 1930-е годы для Большого Нижнего Новгорода (впоследствии Горького) архитектор Александр Иваницкий разработал систему озеленения, а в ее составе запроектировал целую сеть овражных парков, рассказывает ландшафтный архитектор Анна Ленько.
Новые общественные пространства были призваны не только обеспечивать горьковчанам досуг, но и укреплять склоны. Такие принципы работы с ландшафтом наметились еще в XIX веке, при создании Александровского сада.
Как продолжение парка Пушкина планировался Свердловский районный парк, а от площади Советской, в овраге на месте ТЦ «Жар-птица», — Ново-Нагорный. Еще один парк шел вдоль электрической железной дороги, подходя на западе к берегу Оки, а на востоке — к речке Рахме. Но проекты 1930-х остались на бумаге.

Бардак под склоном
Во время Великой Отечественной войны многие городские территории были отведены под садоводство и огородничество, чтобы люди могли прокормить себя в голодные годы. В Горьком овраги нередко рассматривали как неудобья и отдавали под гаражи и садовые товарищества.
Существует гипотеза, что в 1950-е годы, в условиях отсутствия частной собственности на землю, неудобные территории выделялись под садовые товарищества специально, чтобы люди своими силами преобразовывали и укрепляли склоны, для того чтобы в будущем изъять их и использовать для градостроительной деятельности, — отмечает Анна Ленько.
Нынешняя ситуация с оврагами в Нижнем Новгороде неоднородна. Одни территории стали частью крупных природных комплексов — парка «Швейцария», Щелоковского хутора. Другие — Почаинский, Касьяновский и Лопатинский овраги — остаются популярными зонами для отдыха. На третьих с советских лет сохранилась частная застройка с огородами и садоводческие товарищества.
Некоторые нижегородцы со временем перестроили простые деревянные домики без санузлов в комфортные коттеджи. Такие особняки встречаются и в СНТ. При этом многие труднодоступные дачи на неудобных рельефах оказались заброшены.
По оврагам часто проходят линии электропередачи, размещаются гаражные кооперативы. По тальвегам (линиям, соединяющие самые низкие точки дна) протекают небольшие ручейки и малые реки Старка и Кова, русло которых превратилось в большую свалку. Закономерно, что жители считают такие территории депрессивными и небезопасными.
Овражная реновация
Власти давно ищут способы и возможности урбанизировать овражные участки, включить их в активную городскую жизнь. Например, нынешний генплан Нижнего Новгорода предусматривает строительство дорог по оврагам.
Еще в 2019 году гордума утвердила программу развития транспортной инфраструктуры, включающую создание магистрали по долине реки Старки. От Молитовского моста к девятикилометровой дороге в Изоляторском овраге должен вывести тоннель. И хотя за шесть лет к реализации проекта не приступили, городской дептранс не отказывается от него и сейчас.
Больше определенности в планах на Ковалихинский овраг. В продолжение одноименной улицы до пересечения с Бринского, вдоль реки Ковы, проектируют дублер улицы Родионова. Но подготовка документации затянулась более чем на два года. Как объясняли в мэрии, в числе прочего работу осложняют наличие водоема и непростой рельеф.
На сложных ландшафтах может появиться и новое жилье. Многоэтажные микрорайоны запроектированы в районе площади Сенной, поблизости от перспективного дублера. По данным на 2022 год, под застройку планировалось снести более 40 ветхих строений и большой гаражный массив.
Овраг вдоль улицы Яблоневой, где раньше находились сады, тоже ждет перезагрузка. Специализированный застройщик «Континенталь» подготовил концепцию нового микрорайона, но власти пока ее не согласовали. В региональном Минграде объясняют, что в проекте в первую очередь следовало сделать упор на транспортную инфраструктуру.
Эпоха овражных садоводческих товариществ переживает свой закат. Генеральный план Нижнего Новгорода предусматривает трансформацию большей части СНТ в зоны жилой застройки — индивидуальной, малоэтажной и многоэтажной. В Минград уже поступил проект освоения территории СНТ «Волга-3», расположенного в Изоляторском овраге.
Генпланом определено и комплексное развитие СНТ «40 лет Победы» в Приокском районе. Сады трансформируют в индивидуальную жилую застройку, а часть земли переведут в зону озелененных террас и скверов.
Несколько лет назад обсуждалась и застройка СНТ «Родник», расположенного на рельефном участке по берегам ручья Кадочка, где в середине 2000-х по вине нелегальных мусорщиков выросла гигантская свалка. Но пока предложений по перезапуску этой территории не поступало, заявили в Минграде.

Технологии строительства
За многовековую мировую историю строители научились покорять сложные рельефы и вписывать здания в ландшафт — с помощью террасирования, каскадного построения и других приемов. Как отмечает архитектор Александр Дехтяр, технологии строительства в значительной степени зависят от геологических условий конкретного места. Нижегородские грунты, особенно на правобережье Волги, сложны для освоения.
В основном это просадочные грунты, теряющие несущую способность при замачивании, что и является причиной образования оврагов. Поэтому укрепление бровок и склонов, на которых планируется строительство объектов или даже благоустройство, — обязательный комплекс инженерной подготовки, весьма дорогостоящий этап освоения любой площадки, — говорит эксперт.
Проектирование не обходится без ограничений. Например, планировочных: как проходит линия приближения застройки к бровке оврага. Или пространственных — по количеству этажей.
В практике НПО «Архстрой», которое возглавляет Александр Дехтяр, есть уже воплощенные проекты зданий с экстремальным рельефом. Все они расположены в историческом центре Нижнего Новгорода. Это в том числе 19-этажный ЖК «Дом на Свободе» у бывшего отрога Ковалихинского оврага с 11-метровым перепадом высот.
Неподалеку построен впечатляющий своими размерами Центр Международной Торговли, где разница в высоте составляет 8 метров. Над Почаинским оврагом возвышается ЖК «Плотничный», возведенный на участке с 12-метровым перепадом. Здесь сложный рельеф позволил запроектировать безрамповый заезд в оба уровня подземной парковки.
Кроме того, надо упомянуть террасное расположение патио для квартир двух нижних этажей. Последнее решение относится скорее к сложностям и вынужденным приемам, — объясняет Александр Дехтяр.
Ландшафт как ценность
Среди нижегородских архитекторов и урбанистов освоение оврагов — вопрос дискуссионный. Как отмечает председатель правления Нижегородского отделения Союза архитекторов России, руководитель проектного бюро «DA» Зоя Рюрикова, овраги определили уникальную планировочную структуру Нижнего Новгорода. Самобытный ландшафт когда-то и привлек сюда людей.
Река Почайна, напомнившая основателю города Юрию Всеволодовичу приток Днепра, на котором произошло Крещение Руси, стала местом основания нашего города. С Почайной связано множество имен и городских легенд: Петр Первый, Макарий Желтоводский, Евфимий Суздальский и другие. Почаинский овраг известен знаменитым рынком Балчуг в XIX веке, лудильным и пороховым делом и много еще чем, — отмечает Зоя Рюрикова.

Сегодня, благодаря сложному рельефу, нашему городу пока удается сохранить баланс между застроенным и природным, добавляет эксперт. А еще овраги — это целая система, которая собирает воду и несет ее в Волгу и Оку.
Овраг появляется постепенно из маленького водотока или ручейка. По словам ландшафтного архитектора Анны Ленько, зависимости от динамики природных процессов он может развиваться очень активно, разрушая построенные на бровке здания. Поэтому городу важно сохранять устойчивость склонов, закрепляя их.
В условиях работы со сложным ландшафтом, когда требовалось сохранить многие архитектурные памятники и средовые постройки, в Нижнем Новгороде сформировалась одна из лучших школ инженерной защиты территорий. Одного неверного решения по отводу ливневой воды достаточно, чтобы нарушить устойчивость склона и спровоцировать оползень, — говорит Анна Ленько.
Одним из последствий климатических изменений станут редкие, но обильные дожди. Каждый из них будет создавать пиковые нагрузки на инженерную и транспортную инфраструктуру города. В этом случае овраги и протекающие по ним малые реки ни в коем случае нельзя засыпать, считает эксперт. Достаточно вспомнить территорию Черного пруда, которую затапливает во время сильных ливней. Ситуацию можно исправить, если на помощь городской ливневке придут дождевые сады и биодренажные канавы, постепенно дренирующие воду в почву.
Овраги — это спасение для Нижнего Новгорода, при условии, что все инженерные мероприятия по их укреплению будут выполнены грамотно и на основе современных природоподобных технологий. Кроме того, протяженные овражные системы — настоящие экологические коридоры города, основа формирования его водно-зеленого каркаса, — отмечает Анна Ленько.

Парковая «запарка»
Многие нижегородцы мечтают о новых парках — и такие пространства могут появиться в оврагах, как и предлагалось в 1930-х. Но вмешательства в существующую экосистему при этом не избежать, предупреждает архитектор Александр Дехтяр. Как минимум потому, что нужно адаптировать склоны, делая их доступными и безопасными для жителей.
Наглядный пример — благоустройство Почаинского оврага. Во время инженерных работ его склоны стали голыми, а ведь раньше под Студенческим мостиком зеленели деревья, на их ветвях пели соловьи. Тема террасного парка в Почаинском овраге длительное время была в программе курсового проектирования студентов ННГАСУ, рассказывает архитектор Зоя Рюрикова. И стала рабочей альтернативой его выравниванию и застройке.
За последние годы в Нижнем Новгороде уже благоустроили два оврага — Лопатинский и Касьяновский. Новые места для прогулок в Верхних Печерах проектировали специалисты МБУ «Нижегородгражданпроект».
По словам заместителя директора организации Ксении Мазиной, благоустройство оврагов действительно требует особых подходов. Специалисты стараются сделать склон устойчивым, исключить его переувлажнение. На него укладываются водонепроницаемые покрытия, используются лотки и быстротоки для отвода воды.
Особое внимание проектировщики уделяют доступности оврага. Дорожки не должны быть слишком крутыми. Для комфорта жителей модернизируются существующие лестницы и строятся новые. Появляются широкие сходы для маломобильных нижегородцев — с обязательными поручнями и разворотными площадками.
Специалисты могут «переформировать» склон, срезая или насыпая грунт, устраивая подпорные стенки, или создать дополнительные площадки для прогулок и отдыха путем организации террас, мостиков, — рассказала Ксения Мазина.
Панорамы и эффект спрятанного города
Благоустраивать овраги непросто, но особенности ландшафта позволяют добавить локациям изюминку: создавать амфитеатры и смотровые площадки, открывающие вид на широкие панорамы.
У каждого из оврагов в Верхних Печерах свой особый стиль. На склоне Касьяновского ближе к ЖК «Солнечный» создали террасы с зонами для активного отдыха и аэросолярий. Отсюда открывается обзорный вид на город. В Лопатинском овраге благоустройство провели в тальвеге, где появились дорожки, скамейки и качели, спортивная зона, площадка для выгула собак.
Овраги украшают акцентные арт-объекты: тенистый Лопатинский — яркие грибы-лисички, солнечный Касьяновский — воздушные шары. Но основной ценностью территорий осталась их естественная природная растительность, рассказала замдиректора «Нижегородгражданпроекта» Ксения Мазина.
Новые посадки предусматриваются тоже, но они не должны закрывать обзорные виды или противоречить сложившимся композициям ландшафтов, — поделилась она.
Другой взгляд у ландшафтного архитектора Анны Ленько. По ее словам, благоустройство будет более выигрышным, если на склонах появятся укрепляющие растения и интересные пейзажи с разнообразными деревьями и кустарниками. Предпроектные исследования в Почаинском овраге показали, что люди ищут на таких территориях единения с природой, оторванности от города. Для этого на верхние отметки можно посадить высокие деревья, а в тальвеге — пониже.
У каждого оврага может быть свой дизайн-код. Сформировать зеленую айдентику помогут наблюдения за существующими растениями, объясняет ландшафтный архитектор Анна Ленько. Внизу могут расти ивы, на склонах — сосны или пахизандра, которые способствуют устойчивости.
Я думаю, что сами овраги — это часть дизайн-кода Нижнего Новгорода, они должны стать его брендом. А дальше хорошо, если в каждом овраге будет своя тематика. Где-то будет спортивный парк, где-то — террасированный или орнитологический, а где-то будет исследоваться тема работы с водой, — отмечает Анна Ленько.
В 2024 году мэр Юрий Шалабаев анонсировал благоустройство склонов вдоль реки Старки у ЖК «Подкова». Власти хотят привести в порядок всю долину Ковы и Старки, но пока вопрос упирается в финансирование.
Недавно «Нижегорогражданпроект» разработал концепцию обновления оврага между улицами Богородского и Адмирала Васюнина. Для первой очереди работ выбрали участок, наиболее востребованный у жителей. Здесь планируется создать комфортный и безопасный маршрут от остановки и торговых рядов вглубь микрорайона. Устроить лестницы с пандусами, укрепить склоны, отремонтировать мостик, создать дорожки и освещение.
Антирейтинг овражных сценариев
Но превратить в парки все овраги Нижнего Новгорода, как предлагали советские инженеры, сейчас невозможно хотя бы потому, что это дорого. К тому же городу требуется разнообразная застройка, полагают эксперты.
Самый худший из сценариев с точки зрения экологии — засыпка оврагов, отмечает Анна Ленько. Далее в антирейтинге идут строительство дорог и заключение рек в коллекторы, это убивает биоразнообразие и ухудшает здоровье Оки и Волги.

Третий из худших сценариев использования — появление гаражей и свалок, четвертый — коттеджные поселки. Наконец, пятый — формирование небольших дачных массивов с фруктовыми садами.
Не вижу ничего плохого в том, чтобы в оврагах сохранялись СНТ. Возможно, на фоне нераспроданности новостроек мы столкнемся с пониманием, что человеку нужны какие-то другие условия для жизни: когда он видит больше природы из окна, может прикоснуться к земле, — считает ландшафтный архитектор.
Вопрос приоритетов и компромиссов
В Нижнем Новгороде оврагов немало, и к каждому можно найти индивидуальный подход. В этом наши собеседники-архитекторы солидарны. Например, Александр Дехтяр считает, что Почаинский и Лопатинский овраги можно рассматривать как рекреационные комплексы, а Касьяновский — урбанизировать в той части, где он уже застроен.
По мнению Зои Рюриковой, овраги играют большую роль в зеленом каркасе города и помогают сохранять градо-экологический баланс, который влияет на здоровье и долголетие жителей. Даже заброшенные природные участки в городе имеют свое позитивное значение в этом вопросе.
Я бы посмотрела на овраги, склоны, берега со стратегической стороны: какие приоритеты у города, чего он хочет достигнуть в недалеком будущем? Здоровье и долголетие — в приоритете, здесь даже спорить не о чем, остальное нужно подтягивать к этой мысли, не наоборот? — считает Зоя Рюрикова.
Городу необязательно слепо следовать генпланам, и во всем можно найти компромиссы. Например, как в Новосибирске. Там застройщик отказался строить рядом с новыми домами дорогу по оврагу, предусмотренную градостроительными документами, и власти его поддержали. В итоге девелопер профинансировал создание парка у реки Ельцовки.
Вопрос развития нижегородских оврагов не сводится к конфликту урбанизации и природы. Варианты могут быть разными, но всегда нужно помнить о функции и сложностях природных ландшафтов, сочетать инженерные приемы защиты склонов с биологическими, привлекать к работе профильных специалистов. И учитывать, как сами жители хотят использовать эти территории.