Нижегородский искусствовед и краевед Антон Марцев ответил на доводы властей, которые отказались признать уникальным здание стадиона «Водник». Они отклонили заявление о включении павильона с колоннами в перечень выявленных ОКН. Искусствовед намерен оспаривать отказ — об этом он рассказал корреспонденту GIPERNN.RU.
В своем заявлении Антон Марцев указал, что здание администрации «Водника» с 89-летней историей обладает признаками объекта культурного наследия. Оно является редким примером архитектуры переходного периода от конструктивизма к неоклассике, и притом имеет мемориальную ценность. Свои доводы искусствовед подкрепил десятками ссылок на различные источники, но в управлении госохраны ОКН это посчитали недостаточным.
Как полагают в УГО ОКН, в заявлении не хватает актуальной фотофиксации фасадов и интерьеров, а также доказательств, что над созданием павильона трудился знаменитый архитектор Дмитрий Сильванов (именно его назвал автором проекта главный архитектор региона Сергей Попов). В ответе говорится, что облик здания не является уникальным для Нижнего Новгорода, к тому же оно расположено в глубине квартала и не может формировать историческую среду.
Антон Марцев считает доводы ведомства необоснованными, но показательными для понимания ситуации с «Водником». По словам искусствоведа, в заявлении представлено достаточно обоснований, чтобы увидеть в здании признаки ОКН. Оно обладает комплексной ценностью — исторической, мемориальной, культурной, туристической, которую можно подтвердить документами.
У нас далеко не каждый официальный памятник истории и культуры может таким набором документально подтверждённых фактов похвастаться. Но этого было бы достаточно в обычной ситуации. Здесь же очевидно, что отказать нам хочется настолько сильно, что в вину 89-летнему зданию ставится даже просто его положение в стороне от дороги, — отметил Антон Марцев.
Краевед не согласен с позицией УГО ОКН касательно недостатка данных о ценности и подтверждающих фотографий. По словам Антона Марцева, ни по каким требованиям заявление не должно быть экспертизой. И тем не менее оно подготовлено на совершенно экспертном уровне — со всеми ссылками и архивными шифрами, которые искусствоведу к сегодняшнему дню удалось найти.
Если УГО ОКН сомневается в словах главного архитектора области, на которого я ссылаюсь и который, несомненно, застал Дмитрия Сильванова живым, то оно обладает возможностью перед отказом сделать собственные запросы в архивы. Ссылки мои тоже хорошо бы проверить и убедиться в их корректности. Ну и не утверждать что без серии фото они не понимают, о каком здании идет речь, — подчеркнул специалист.
Не менее важными Антон Марцев считает факты, которые управление госохраны признает, но относит к несущественным. У ведомства нет возражений к датировке здания (1937–1940 годы), его связи с конькобежцем, двукратным абсолютным чемпионом СССР Евгением Летчфордом. Власти признают, что летом 1941 года в павильоне размещался главный мобилизационный пункт центрального (Свердловского) района.
Просто в УГО ОКН НО это считают незначительным. Вот редкий цинизм. И, конечно, аналогов таких спортивных сооружений, выполненных в ту эпоху, у нас в городе нет, что бы они ни говорили. Исходя из всего этого, я буду оспаривать отказ, — подытожил искусствовед.
Напомним, что административное здание «Водника» вместе с другими постройками стадиона признали аварийными и подлежащими сносу. Территорию спортобъекта планируют комплексно развивать. Согласно мастер-плану, на площадке устроят футбольное поле меньшего размера, возведут спорткомплекс с крытой ледовой ареной и фитнес-клуб. Вместе с этим появится новое жилье, включая небоскреб высотой до 140 метров.
По словам губернатора Глеба Никитина, договор о КРТ будет заключаться по инициативе правообладателя — то есть без проведения торгов. При этом сначала будет строиться спортивная инфраструктура, и только потом жилье и коммерческие площади.
Как заявил губернатор, о прежнем облике «Водника» будет напоминать входная группа: узнаваемые ворота стадиона будут воссозданы. Здание с колоннами, которое эксперты посчитали небезопасным, cобираются воссоздать на новом месте, за пределами площадки КРТ, сохранив его историческую идентичность. По мнению Антона Марцева, речь идет о фактическом его уничтожении и создании новодела.






