Top.Mail.Ru
Гипермаркет недвижимости
Нижнего Новгорода и области

Дублер проспекта Ленина: где пройдет новая дорога и когда ее построят?

Дублер проспекта Ленина — один из самых долгожданных проектов дорожного строительства в Нижнем Новгороде. Разговоры о необходимости разгрузить крупную транспортную артерию, проходящую через три района города, ведутся более десяти лет. Первый предварительный проект госэкспертиза утвердила еще в 2013 году: тогда строительство оценивалось в 4,86 млрд рублей. Однако источников финансирования не нашлось, и задумка легла в долгий ящик.

Фото: Анастасия Малышева

Вновь на высшем уровне о дублере проспекта Ленина заговорили в юбилейном для Нижнего Новгорода 2021 году. Строительство дороги вместе с дублером проспекта Гагарина анонсировал сам президент Владимир Путин. Для реализации проекта планировалось привлечь в том числе инфраструктурный бюджетный кредит. Тогда же стало понятно, что наработки десятилетней давности устарели и требуют актуализации.

Спустя еще два года в МКУ «ГУММиД» сообщили, что стоимость дороги-дублера составит 14,4 млрд рублей. Примерно тогда же выяснилось, что магистраль могут построить по концессии: частную инициативу выдвинуло ООО «ДЛ ПЛЮС» из Тверской области. В 2024-м Минград выдал застройщику задание на подготовку проекта планировки и межевания территории под будущую трассу, а в июле 2025-го утвердил подготовленную документацию.

Где должен пройти дублер проспекта Ленина, кто и когда его построит и как новая дорога повлияет на перегруженные улицы города? Чтобы ответить на эти вопросы, мы изучили документы, пообщались с экспертами в сфере транспорта и экологии, а также лично проехали по тем местам, где планируется строительство.

Фото: Анастасия Малышева

Где пройдет новая магистраль?

Летом 2024 года Минэкономразвития Нижегородской области сообщило, что проект дублера проспекта Ленина планируется реализовать по одному из двух вариантов. В первом новая магистраль протянется от улицы Советской, что близ метромоста, до улицы Баумана в районе проектируемой канатной дороги. Во втором варианте трассу предполагалось проложить дальше — до улицы Новикова-Прибоя, которая выходит на Мызинский мост.

Спустя год — в июле 2025-го — Проектный офис Стратегии развития Нижегородской области сообщил, что проект планировки и межевания территории под дорогу утвержден Минградом. При этом на сайте самого министерства документа пока нет. Судя по представленной информации, дублер проспекта Ленина будут строить в первом, сокращенном варианте — от Советской до Баумана. Работы разделят на три этапа.

  • Первый этап — 1,6 км. Предполагает возведение магистрали от улицы Интернациональной до Молитовского моста.
  • Второй этап — 1,85 км. Подразумевает появление транспортной развязки с Молитовским мостом и Комсомольской площадью.
  • Третий этап — 1,4 км. Включит строительство дублера от улицы Советской до улицы Интернациональной с развязкой в районе метромоста.
Источник: Стратегия развития Нижегородской области / t.me

Поскольку речь идет о проекте планировки и межевания территории, а не о проекте самой дороги, точные границы строительства пока неизвестны. Однако, судя по опубликованной схеме, дублер проляжет недалеко от берега Оки.

Как выяснил корреспондент GIPERNN.RU, прогулявшийся по зоне предполагаемого строительства, магистраль начнется в районе метромоста и улицы Марата, пройдет мимо планетария, заброшенного мукомольного завода и выйдет на Молитовку. Там по одну сторону будущей дороги располагается река, а по другую — промышленные предприятия. Сейчас левобережье Оки практически не благоустроено, но есть исключения, о которых мы поговорим чуть ниже.

Примечательно, что вариант трассировки, анонсированный правительством Нижегородской области весной 2025 года, включал и четвертый этап работ. Он предполагал возведение дороги от Молитовского моста до улицы Баумана, а также транспортной развязки с Баумана и Заречным бульваром. Мы направили в Минград запрос, чтобы выяснить причины сокращения трассировки, но ответа на него на момент публикации не последовало.

Позволим себе напомнить еще один любопытный факт. В июле мэрия Нижнего Новгорода планировала проводить общественные обсуждения проекта планировки и межевания под дублер проспекта Ленина. Однако за день до предполагаемых слушаний их отменили. Как позже пояснили в областном Минграде, утверждение планировочной документации для размещения линейных объектов местного значения в соответствии с региональным законодательством не требует такой процедуры. Проще говоря, слушания анонсировали по ошибке.

Зачем строить еще одну дорогу?

По информации Проектного офиса Стратегии развития Нижегородской области, дублер проспекта Ленина должен стать драйвером развития левобережной части города. Строительство новой дороги призвано решить сразу несколько задач.

  • Стимул для жилищного строительства. К 2030 году в Нижнем Новгороде планируется застроить левобережье, ранее не вовлеченное в городскую среду. В частности, уже подписан первый договор о комплексном развитии территории (КРТ) с градпотенциалом около 0,4 млн квадратных метров. Всего же на левом берегу Оки рассчитывают построить 2,9 млн «квадратов» новой недвижимости, в том числе путем редевелопмента промышленных зон.
  • Поддержка промышленности. Магистраль должна обеспечить логистику предприятий федерального значения — ГЗАС имени А. С. Попова, где хотят построить промышленный парк за 3 млрд рублей, НПП «Полет» и завода «Волга».
  • Расширение туризма. Перспективная дорога призвана повысить доступность ключевых туристических точек: ярмарки, цирка, Старого Канавина и будущей Ярмарочной мечети с паломническим центром, которые появятся в районе улиц Приокской и Марата. А в сочетании с канатной дорогой через Оку дублер сформирует новый транспортно-пересадочный узел, который позволит увеличить турпоток в парк «Швейцария» и исторический центр. Кроме того, в проект интегрированы планы по строительству двух гостиничных комплексов общей стоимостью 6,8 млрд рублей. Где именно они появится и кто их построит, пока не разглашается. 

Решит ли дублер проблему с транспортом?

Поскольку официальные комментарии властей не дают ответов на этот вопрос, мы решили задать его экспертам. О текущей ситуации на дорогах в зоне, где должен пройти дублер проспекта Ленина, нам рассказал основатель сообщества «Общественный транспорт в Молитовке» Даниил Ладыгин. Как настоящий городской исследователь, он знает историю каждого местного маршрута и отлично ориентируется в «болевых точках» микрорайона.

Основная проблема Молитовского узла — это отсутствие удобной развязки в районе Карповской церкви. Когда на Мызинском мосту происходят какие-то работы (например, сейчас там ремонтируют путепровод), прилегающие улицы «встают» в многокилометовых пробках. Однако представленный проект планировки и межевания не затрагивает этот участок, а потому, по мнению Даниила Ладыгина, дублер существенно не улучшит ситуацию с пробками.

Так что эта история, которую нам предоставили, — больше под перспективную застройку левобережья, это больше для них, — считает Даниил Ладыгин.

С общественным транспортом в Молитовке также серьезные проблемы. В настоящее время через микрорайон проходят всего пять автобусных и два трамвайных маршрута, один из которых находится на длительном ремонте. Но настоящая головная боль для жителей — нерегулярность движения транспорта, особенно в вечернее время. По словам Даниила Ладыгина, некоторых автобусов приходится ждать по 1,5–2 часа.

Например, есть проблема с тем, как вечером уехать в Молитовку из верхней части города. В районе 16 часов один автобус уйдет, а потом ждите 17:30. А если на него не попали, то все, придется ждать 2 часа и 15 минут до следующего отправления — если вы, конечно, вообще захотите поехать, — рассказывает нижегородец.

Наш собеседник отмечает, что проблема с транспортом была в Молитовском микрорайоне всегда, и с запуском транспортной реформы ситуация глобально не изменилась. Однако кое-что хорошее в преобразованиях все-таки было: переход на брутто-контракты помог спасти от «вымирания» автобусный маршрут А-7. Раньше он ходил от ТЦ «Седьмое небо» до Карповской церкви, причем на линию выпускали всего один автобус! Теперь же А-7 ходит значительно чаще и позволяет жителям Молитовки добраться до площади Ленина, Московского вокзала и микрорайона Юг.

Если за работу по строительству дублера возьмутся серьезно и сделают его на всем протяжении от метромоста до Карповской церкви с удобной развязкой там, это поможет развитию пустующего ныне участка от улицы Баумана до улицы Шекспира. Улучшение и расширение дороги позволило бы появиться новым микрорайонам и оживить этот участок. И, конечно же, задуматься, например, об организации кольцевого маршрута через два моста, соединяя Молитовку, площадь Лядова и проспект Гагарина, следуя в одну сторону по метромосту, а в другую — по Мызинскому мосту. На мой взгляд, такая история была бы привлекательной, — отметил Даниил Ладыгин.

Зачем нужен дублер проспекта Ленина, мы также поинтересовались у руководителя нижегородской общественной организации «Центр Помощи Автомобилистам» Сергея Кузина. Эксперт отметил, что выбранная трассировка была единственно возможной: Нижний Новгород плотно застроен, и найти место для такого крупного проекта городского значения — достаточно сложно. По мнению Сергея Кузина, дублер поможет разгрузить действующие дороги, но локально и ненадолго. А в среднесрочной перспективе ситуация, напротив, может только ухудшиться.

Урбанистическая концепция говорит о том, что чем более широкую магистраль мы строим, тем серьезнее будет транспортная проблема в городе. Потому что мы таким образом сами приглашаем автомобилистов ездить на своих машинах. Оптимальный вариант с точки зрения мировой убранистики — это развитие общественного транспорта и создание условий, при котором жителям комфортнее передвигаться на общественном транспорте. Однако Россия и, в частности, Нижний Новгород здесь очень сильно отстает, — объяснил эксперт.

Как и Даниилу Ладыгину, Сергею Кузину более протяженный вариант дублера кажется наиболее эффективным. Однако он сомневается, что в обозримой перспективе магистраль могут довести до улицы Новикова-Прибоя. Проблема — в финансах. Даже в усеченном варианте дорога, по предварительным оценкам, обойдется во внушительные 14,4 млрд рублей. Причем к началу строительных работ эта сумма может вырасти в полтора-два раза, считает Сергей Кузин. А дублер, который протянется до самого Мызинского моста, потребует и вовсе непосильных вложений.

Как большая стройка повлияет на экологию?

Еще одна острая тема, которая неоднократно возникает на повестке при упоминании дублера проспекта Ленина, — это экология и благоустройство. По данным экспертной оценки, выполненной по итогам инвентаризации зеленых насаждений, в зону строительства новой магистрали попадают более 6,2 тысячи деревьев и кустарников. Это, в частности, клены, тополя, яблони, березы, ивы. Подавляющее большинство из них находится в хорошем состоянии.

Что могут означать данные эксперной оценки, нам объяснил глава экоцентра «Дронт» Асхат Каюмов. По мнению эколога, значительной части деревьев и кустарников, попадающей в зону строительства дублера проспекта Ленина, грозит вырубка.

Сразу возникает экологический вопрос: для города, где растет заболеваемость дыхательными болезнями и вообще смертность, связанная с экологическими факторами, каждое дерево — ценно. Должно быть компенсационное озеленение, но власти постоянно жалуются, что у них нет места. Выискивают землю буквально по квадратным метрам. А тут речь идет о сотнях или даже тысячах деревьев — где их можно посадить? Может, возьмут деньгами, а город останется без зеленых насаждений, — отметил Асхат Каюмов.

Специалисты «Дронта» также указывают на то, что новая дорога-дублер пройдет по участкам, относящимся к зоне рекреационно-ландшафтных территорий. В результате будут затронуты места, которые ранее благоустроили на бюджетные, то есть народные, деньги. Не исключено, что с карты города может исчезнуть сквер возле метромоста, обновленный по федеральной программе в 2024 году. По данным сайта госзакупок, работы обошлись почти в 100 млн рублей.

Кстати, судьба благоустроенного за круглую сумму общественного пространства волнует не только экологов. Еще весной этот вопрос поднял депутат гордумы Николай Сатаев. 

Мы только что там закончили благоустройство, сколько денег туда вбухали! Сейчас мы все это будем разрушать что ли, я не пойму? С какой целью мы на Марата делали благоустройство? Прекрасную территорию около планетария сделали, сколько денег туда вложили… — возмутился Николай Сатаев.

Вскоре после этого GIPERNN.RU получил возможность узнать мнение мэра Юрия Шалабаева на этот счет. Во время общегородского субботника мы поинтересовались у градоначальника, действительно ли дублер проспекта Ленина может пройти по благоустроенному скверу на улице Марата. Мэр воздержался от конкретики, однако не исключил, что на обновленных городских территориях с годами действительно могут быть реализованы крупные дорожные проекты.

По мнению главы Нижнего Новгорода, благоустройство можно отложить, если инфраструктурный проект, который затрагивает территорию, будет реализован в ближайшие пару лет. Но если это произойдет позже, пространство следует привести в порядок для того, чтобы им пользовались местные жители.

Не вижу ничего плохого в благоустройстве локаций, даже если там потом будет реализован инфраструктурный проект, — заключил Юрий Шалабаев.

Более широко на проблему посмотрел доцент кафедры экологии и природопользования ННГАСУ Александр Иванов. В беседе с GIPERNN.RU эксперт рассказал, что строительство дорог около рек, озер и других водоемов — это подход, который использовали в прошлых веках. Дело в том, что прибрежные зоны, как правило, лишены подъемов и спусков. Они плоские, а потому вести там строительные работы проще, чем где-либо еще. Однако сегодня в городах и странах, которые серьезно относятся к градостроительным решениям, этот принцип ушел в прошлое.

Александр Иванов уверен, что ценность Нижнего Новгорода — в его уникальном расположении. Наш город пересекают две великие реки, в результате чего площадь береговой зоны — одна из самых больших в России. Эти берега представляют собой огромный рекреационный потенциал, интересный как жителям, так и инвесторам. А потому строить там дорогу — ошибочное и легкомысленное решение, считает эколог.

Нужно возвращать прибрежную зону реке. По крайней мере, 100 метров от воды должны принадлежать природе либо рекреации. Рядом нужна престижная территория для офисов и жилья. Земли с видом на водные просторы обладают максимальной стоимостью, они должны приносить прибыль городу, в том числе в виде земельного налога. Если же их занимают дороги, то никакой прибыли они не приносят. Я бы сказал, что это бездарное разбазаривание городского потенциала и ценного природного ресурса, — отметил Александр Иванов.

По мнению нашего собеседника, дублер проспекта Ленина стоит перенести вглубь территории как минимум на километр, ближе к трамвайным путям. Такой подход — не про то, как «выгадать» место под строительство минимальными затратами, а про то, как при планировании крупных проектов учитывать суммарную стоимость и значимость территорий для благополучия города, заключил эксперт.

Кто и когда построит дорогу?

Отметим важный момент, связанный с прибыльностью проекта. В 2024 году с частной концессионной инициативой осуществить проектирование и строительство дороги выступила тверская компания ООО «ДЛ ПЛЮС». По состоянию на начало минувшего июля от иных организаций подобных предложений не поступало, уточнили в Минэкономразвития Нижегородской области.

По условиям этой концессии проезд по дублеру должен быть платным: концессионер вложит свои средства в строительство, а затем будет взимать деньги за пользование дорогой. Сейчас региональное правительство и «ДЛ ПЛЮС» проводят переговоры и обсуждают условия перспективного концессионного соглашения.

Источник: mingrad.nobl.ru

Планируемый срок его реализации — чуть больше 24 лет. В частности, около 15 месяцев должно занять проектирование, еще три года — строительство. Оставшееся время концессионер планирует эксплуатировать дорогу и взимать плату за пользование ею. Предполагаемые тарифы пока не уточняются. Согласно распоряжению правительства Нижегородской области от минувшего января, дублер проспекта Ленина должен быть построен до 2029 года

Говоря о потенциальном концессионере, важно упомянуть еще кое-что. В 2024 году, когда была подана концессионная инициатива, пресс-служба регионального правительства заявляла, что ООО «ДЛ ПЛЮС» принадлежит «Дорожной строительной компании» (ООО «ДСК»), которая построила развязку на Циолковского в Сормовском районе, отремонтировала Ивановский съезд у Нижегородского кремля и расширила автодорогу Нижний Новгород — Саратов.

Тем не менее с недавних пор эта организация приобрела печальную известность в нашем регионе. На ее плечи было возложено еще два крупных проекта в Нижегородской области — реконструкция арзамасской трассы Р-158 и ремонт старого Борского моста. Однако с первой задачей «ДСК» не справилась: весной работы приостановились, а позже контракт с компанией разорвали в одностороннем порядке. В конце мая завис и ремонт переправы между столицей Приволжья и Бором — его возобновили только под угрозой расторжения соглашения.

По данным информационной системы Seldon.Basis, компания «ДСК» зарегистрирована в поселке Кесова Гора Тверской области в 2003 году. Ее директором является Сергей Голубев. Сейчас в работе у организации 17 контрактов на 67,4 млрд рублей в шести регионах страны. Однако этот же ресурс указывает, что за последний год сразу четыре заказчика разорвали соглашения в одностороннем порядке, а само ООО «ДСК» погрязло в исполнительных производствах. Всего на текущий момент их — 389, на сумму 199 млн рублей.

Мы поинтересовались у представителей власти, актуально ли намерение заключить концессию с компанией, подконтрольной генподрядчику с финансовыми трудностями, и ответ оказался неожиданным.

ООО «ДЛ ПЛЮС» не является дочерней организацией ООО «ДСК», — заявили в министерстве экономического развития региона.


Не получив официального пояснения, как все-таки связаны эти две компании, мы решили выяснить это самостоятельно. Прямых параллелей, действительно, провести не удалось, однако, судя по всему, связи между ними есть. Первое, что бросается в глаза, соседство юридических адресов: «ДСК» зарегистрировано на улице Строительной, 34, а «ДЛ ПЛЮС» — на Строительной, 32.

С конца 2023 года по середину января 2025-го компанией «ДЛ ПЛЮС» руководил Николай Усов. На сайте Генпрокуратуры нам удалось обнаружить отчет об одной из внеплановых проверок ООО «ДСК» от октября 2020 года: она проводилась на месте строительства участка трассы М-7 «Волга». В протоколе указывается, что от подрядчика присутствовал человек с таким же именем — Николай Усов. Он занимал должность заместителя генерального директора по строительству в ООО «ДСК». Это позволяет предположить, что в разные периоды на руководящих постах обеих компаний стоял один и тот же человек.

По словам руководителя «Центра Помощи Автомобилистам» Сергея Кузина, в случае со строительством дублера проспекта Ленина ключевое значение будут иметь условия будущей концессии между правительством Нижегородской области и потенциальным застройщиком, а не то, кто конкретно будет этим застройщиком. Если власти поставят последнего в жесткие рамки, работы пройдут так, как запланировано. Однако вероятность такого шага во времена «экономической турбулентности» невысока, считает эксперт.

Боюсь, что просто не было других желающих вложить почти 15 млрд без конкретных перспектив окупаемости. Даже не исключаю, что за всем этим проектом стояло не нижегородское правительство, а какая-то конкретная организация. Но, конечно, мы этого никогда не узнаем. Вдобавок, жителям важны не столько сроки, сколько то, как будут ограничивать движение, как будут следить за требованиями к производству работ. Все это можно сделать очень хорошо, но как в действительности сделают — узнаем, — заключил Сергей Кузин.

Фото: Анастасия Малышева

Такие крупные инфраструктурные проекты, как дублер проспекта Ленина в Нижнем Новгороде, всегда имеют две стороны медали. Новая дорога может стать толчком к развитию депрессивных территорий, раскрыть потенциал промышленных и туристических микрорайонов. С другой стороны, важно, чтобы магистраль решала накопившиеся транспортные проблемы, не ухудшала экологическую ситуацию в городе и не «била по кошельку» простых нижегородцев. Используя открывающиеся возможности, нужно заранее просчитывать вероятные последствия.

ЖК Новая Жизнь-Ройка
Новая Жизнь-Львовская
Новый дом у площади Горького

Все самое интересное читайте у нас в Telegram и ВКонтакте.

Ошибка в тексте Ctrl + Enter

Поделиться и оценить

Теги

Подпишитесь на нашу рассылку
Продажа участка 20,44 га на левом берегу Волги
Продажа земельных участков от 10 соток до 1 га

Читать ещё

Развитие региона В Нижнем Новгороде могут отказаться от новой дороги возле Борского моста
Трасса, проходящая вдоль береговой линии, предусмотрена генпланом города. Однако, с учетом мнения жителей Мещеры, объект хотят исключить из документации.
Ремонт и дизайн Расторгнут контракт на реконструкцию трамвайных путей по улице Ильинской
Такое решение принято в связи с тем, что подрядчик не исполнил свои обязательства в срок.
Ремонт и дизайн Нижегородцам назвали ограничения на федеральных трассах Р-177 и Р-158
Они действуют на пяти участках автомобильных дорог из-за ремонта.

Комментарии

Комментарий будет опубликован после проверки модератором.
Спасибо за Ваше мнение!
Булдакова Ирина
28 августа 2025 в 13:19
Сносите гнилушки на Ул. Литвинова и Долгополова и стройте дорогу, а набережную надо оставить! За что мы голосовали тогда? Здесь дети выходят из Цирка и Планетария, бегают, играют, дороге тут не место!

Последние новости

Найди свой дом

из 9 194 домов Нижнего Новгорода
Фотографии домов
Планировки квартир
Цены на квартиры
Найти

Оцените стоимость своей квартиры бесплатно

Первая полоса